Задержка психического развития

Задержка психического развития – определение

Понятием ЗПР (задержка психического развития) обозначают замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Принципиально важно отметить, что ЗПР является пограничным состоянием между нормой и дебильностью. На практике эта проблема возникает в связи с различением возрастной нормой и состояния ЗПР при поступлении ребенка в школу, а также в течении обучения в младших классах и в некоторых случаях в подростковом возрасте. У подростков возникает необходимость определения ЗПР в связи с судебно – психологической экспертизой, для ответа на вопрос о соответствии уровня развития возрасту.

В целях психологической диагностики ЗПР следует оценить уровни развития основных психических процессов и моторики, а также на личностные и эмоциональные особенности ребенка. Конкретные методики и показатели определяются в связи с целями обследования. В интересах определения уровня развития ребенка при его поступлении в школу изучается состояние психических функций по показателям, характеризующим психические процессы, некоторые характеристики эмоциональной сферы и самооценки, особенности игровой деятельности и моторики.

Оценка изменений на уровне развития основных психических процессов ребенка

Оцениваемая сфера Используемые критерии
Речь Активный словарный запас, способность проводить осознанный анализ речи (выделение звуков и слогов, установление их порядка), умения составлять сюжетных рассказов по картинкам и в пересказе
Восприятие Способность различения формальных характеристик предметов и сравнения с эталонами
Мышление Запас знаний о себе и окружающем мире (сведений о себе и родителях), развитие наглядно-действенного мышления по способности выделять аналогии в событиях, их связи и последовательности
Память Способности к произвольному запоминанию
Внимание Способность к сосредоточению внимания в течение 35-40 минут при достаточно разнообразной деятельности
Эмоции Развитие чувства юмора, удовольствие от шуток и нелепостей. Способность давать моральные оценки своим поступкам и понимание ответственности за свой поступок
Самооценка Способность оценивать отношение к себе со стороны окружающих, описывать положительные и отрицательные черты характера, сравнивать достижения
Игра Способность к сюжетно-ролевым играм по правилам
Моторика Координация моторики, экономичность и точность движений, способность организовывать деятельность (без эгоцентрической речи)

При ЗПР возможно отклонение, отставание ребенка по всем либо по некоторым параметрам. Следует обратить внимание на возможность обучения и переноса приобретенного в процессе проведения диагностики опыта. Глубина ЗПР определяется как количеством недоразвития псичиеских сфер, так и способностями к усвоению приобретенного опыта.

Типы задержки развития

Установление у ребенка ЗПР требует проведения дальнейшей диагностики с целью определения конкретного типа задержки.

Выделяют следующие типы, в которых отражаются этиологические факторы, приводящие к состоянию ЗПР:

  • гармонический психофизический инфантилизм
  • церебрально – органическая задержка
  • соматическая задержка
  • педагогическая и микросоциальная запущенность

Гармонический психофизический инфантилизм

Гармонический психофизический инфантилизм – задержка психического развития конституционального происхождения. Отражением этого фактора является появление инфантилизма и у других членов семьи, не достигая патологического уровня. В некоторых случаях инфантилизм охватывает не только психику, но и физическое развитие ребенка. В таком случае ребенок несколько отстает в росте и весе от сверстников, но отличается живостью моторики и эмоций. Круг интересов ограничивается играми, в которых ребенок может проявлять много творчества и достаточно выдержки. В то же время учебно-познавательная деятельность для таких детей мало привлекательна, и наступает быстрая пресыщаемость. Эмоции и мотивация соответствуют младшему возрасту, а самооценка слабо дифференцирована. Таким образом, задержка охватывает в основном эмоционально-волевую сферу, что отражается в первую очередь в недостаточности произвольной регуляции поступков, мышления, запоминания и сосредоточения внимания. Уровень достижений в познавательной работе у таких детей зависит от оказания организующей помощи и постоянном поощрении. В дальнейшем возможно постепенное сглаживание различий с нормой, что определяет благоприятность прогноза для этого типа ЗПР.

Органический инфантилизм

Органический инфантилизм возникает на основе перенесенных в раннем детстве органических поражений (травм, инфекций, отравлений). Сходство с рассмотренным выше типом инфантилизма заключается в существенной задержке развития эмоционально-волевой сферы, в особенностях которой, однако присутствуют черты органического поражения ЦНС: инертность психических процессов и некоординированность моторики и умеренно выраженная нервно-психическая истощаемость.

Влияние органических нарушений на характеристики эмоционально-волевой регуляции поведения обуславливает два типа органического инфантилизма.

Первый тип инфантилизма

При первом типе наблюдается психомоторная расторможенность в связи с инертностью процессов возбуждения в ЦНС. У таких детей отмечаются преобладание повышенного настроения, неспособность самоорганизации деятельности и поддержания длительного волевого усилия, отсутствие усидчивости дисциплинированности, двигательная расторможенность. Отношение к учебе у таких детей негативное («скучно», «трудно», «лучше поиграть»), и, несмотря на низкие успехи в учебе, обычно сохраняется высокая самооценка. Часто при исследовании интеллекта определяется нижняя граница нормы.

Второй тип инфантилизма

При втором типе наблюдается боязливость, медлительность и тревожность в связи с инертностью процессов торможения в ЦНС. Интервью и медленный темп психической деятельности психомоторики приводят к тому, что ребенок не в состоянии понять и выполнить задание одновременно с другими учениками. Эти дети тяжело переживают свои неудачи в учебе, хотя у них преобладают игровые интересы. На уроках они подчиняются дисциплины, но пассивны и боятся отвечать перед классом. Сознание своей неспособности еще больше тормозит личностное развитие ребенка.

Этим детям помимо организующей помощи в занятиях требуется регулярно проводить оздоровление, наблюдение врачом психиатром и обязательное наблюдение психологом в течении всего обучения в школе. У таких детей имеется высокий риск нарушений социальной адаптации, побегов из школы и дома.

Церебрально-органическая задержка психического развития

Церебрально-органическая ЗПР имеет те же причины, что и органический инфантилизм, но в большей степени затрагивает познавательную деятельность, а не эмоционально – волевую сферу. Нарушения развития психических функций формируется на основе истощаемости психических процессов либо по гиперстеническому типу, либо по гипостеническому типу, а также в связи с очаговыми поражениями мозга. Исследование познавательных процессов выявляет недостаточные объем и произвольную регуляцию внимания, резко нарушенную способность к распределению внимания. В нарушениях памяти в основном страдает запоминание вербального материала.

Изменения при церебрально-органической ЗПР

Отмечается бедность словарного запаса, дефекты произношения и низкое развитие способности проводить осознанный анализ речи. Общий уровень интеллекта определяется на границе между нормой и умственной отсталостью. Мышление характеризуется конкретностью, хотя имеется возможность для обучения. Недостаточность познавательного развития усложняется резко выраженной импульсивностью, двигательной расторможенностью, раздражительностью и невысокой способностью вникать в смысл заданий и действий. Даже в игровой деятельности такие дети привержены к стереотипным играм и не понимают суть игр с правилами. Прогноз в отношении этих детей зависит от эффективности коррекции неврологических нарушений, систематичности оздоровительных мероприятий и своевременности развивающей психологической помощи. Желательно обучение сначала в школе по программе детей с ЗПР, а затем в школе санаторного типа.

Соматическая задержка психического развития

Соматическая ЗПР возникает в связи с частыми соматическими заболеваниями. Болезни с тяжелым течением (пневмония, хирургическая операция и т. п.) могут спровоцировать ретардацию психического развития. Если заболевания повторяются часто, то к школе ребенок не осваивает необходимых умений и навыков. Помимо этого, соматические заболевания негативно влияют на нервно – психическую сферу в первую очередь в виде астенизации, которая может при частых повторениях привести к развитию истощаемости по гипостеническому типу, эмоциональной лабильности, плаксивости и нарушениям познавательных функций в связи с нарушениями внимания и произвольной регуляции активности. Формируется пассивность, неуверенность, неудачи надолго останавливают попытки дальнейшего обучения. Игры таких детей стереотипны и часто служат защитой от страхов, не доставляя обычной для детей радости.

Педагогическая и микросоциальная запущенность

ЗПР по причине педагогической и микросоциальной запущенности формируется у детей со здоровой нервной системой, нормальными предпосылками умственного развития, но воспитывающихся в неблагоприятных условиях. Часто эти дети предоставлены сами себе и стремятся проводить время в группе таких же детей. Развитие таких детей даже при своевременно начатом обучении в школе будет полностью зависеть от социальной адаптации и психологической поддержки окружающих, учителей и одноклассников. Психологическая поддержка таких детей направлена на изменение социальных установок, с целью, повысить мотивацию к учебе и уровень притязаний к любым заданиям, содержащим оценочные моменты.

Недоразвитие психических процессов

К этой группе нарушений развития относят широкий класс состояний, которые характеризуются стойким дефектом нервно-психического развития по причине наследственной отягощенности или внутриутробного поражения головного мозга. В зависимости от степени нарушения выделяют дебильность, имбецильность и идиотию. Общее наименование этих состояний – олигофрения.

Олигофрения заключается, в общем, нервно-психическом недоразвитии, которое затрагивает не только интеллект ребенка, но и все остальные функции, и психические процессы. Бедность восприятия, нарушение произвольного внимания, одностороннее преобладание ассоциативной и механической памяти при грубом нарушении произвольного запоминания, слабая точность зрительно-моторной координации обычных действий, явно замедленная скорость реакций характеризуют этих больных в подростковом возрасте. В детском возрасте заметно, крайне замедленное формирование двигательных навыков и навыков самообслуживания, позднее появление и отсталость речи, часто встречаются нарушения речи (моторная и сенсорная алалия), дислексия и т.п.

Познавательная сфера этих детей поражена тотально и равномерно. Эмоционально-волевая регуляция не сформирована и существует в виде реакций на непосредственные эмоциональные раздражители. Общая незрелость личности проявляется в пассивности как познавательной, так и двигательной, высокой внушаемости и зависимости от взрослых, низким контролем над импульсивными побуждениями и сферой инстинктивных потребностей.

Особенностью психического недоразвития при олигофрении является иерархичность: более поздние высшие формы психических процессов страдают в большей степени, чем элементарные. Так, например, при относительном развитии элементарной моторики (ходьба, манипуляция предметами и т.д.) нарушаются точная координация движений и мелкая моторика кистей.

Возможность обучения

Прогноз в отношении развития таких детей является негативным, так как оказание обучающей помощи практически не влияет на результаты деятельности. Узость «зоны ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому), неадекватно завышенная самооценка, безразличие к оценке и поощрению со стороны обучающего делают возможность обучения таких детей вне специализированных вспомогательных интернатов крайне нежелательной. При решении о месте обучения детей с дебильностью иногда возникают затруднения по причине развития у них отдельных способностей (хорошая механическая память, способность к счету, физическая выносливость). Благодаря чему они производят впечатление нормальных.

Таким образом, дети с дебильностью должны обучаться по специальным индивидуализированным программам, на основе которых могут быть сформированы трудовые навыки и навыки чтения и письма, умение распоряжаться деньгами, обслуживать себя и членов семьи, которые позволят такому человеку вести самостоятельную жизнь.

М. Г. Медведев «Основы патопсихологии периода развития»

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *