
Виды речевых нарушений
Речь, письменная или устная, является важнейшим фактором благополучного развития ребёнка, ведь она представляет собой основу для развития интеллекта, мышления, а также влияет на развитие его личности вообще. Однако зачастую производство и восприятие речи бывает нарушено: ребёнку сложно говорить и читать, понимать речь окружающих. Несмотря на тот факт, что психологами и логопедами было предложено множество различных классификаций речевых нарушений, всё же единой классификации до сих пор принято не было. Данный факт может быть обусловлен тем, что органы, участвующие в порождении голоса и речи, сами по себе рассчитаны на иные задачи, то есть, функция речи не является для них первостепенной. К тому же, речевые нарушения сигнализируют о некоторых сбоях в работе высших функций психики (например, восприятия и мышления). Основные виды речевых нарушений перечислены ниже.
В отечественной логопедической практике приняты две классификации речевых нарушений. Обе типологии опираются на различные принципы.
Клинико-педагогическая типология
Была разработана такими авторами, как М. Е. Хватцев, Б. М. Гриншпун, Ф. А. Рау и др. Данная классификация рассматривает этиологию различных расстройств речи и детализирует их. Авторы делят нарушения речи на две достаточно объёмные категории, выделяя, прежде всего, трудности с письменной и устной речью. Что касается проблем с письменной речью, то они разделены на две подгруппы – трудности при письме и при чтении. В области нарушений оформления устных высказываний авторы также выделяют два типа: нарушения во внешнем и внутреннем их оформлении.
Психолого-педагогическая типология
Её автор – Р. Е. Левина; для своей классификации автор выбрала различные лингвистические и психологические принципы с учётом структуры речи (звуков, грамматического строя языка, словарного запаса), её функций, а также устного и письменного видов речевой деятельности.
Существуют также другие классификации речевых нарушений, за основу в которых приняты разнообразные критерии. Перечислим кратко виды расстройств речи согласно различным подходам.
Расстройства темпа и ритма речи:
- Брадилалия – существенное замедление темпа речи;
- Тахилалия – напротив, описывает слишком быстрый темп речи;
- Заикание – судороги речевого аппарата, возникающие при начале высказывания, либо в его процессе; причиной заикания могут быть органические или же психологические факторы.
Нарушения произношения:
- Дислалия – слух пациента не нарушен, однако наблюдаются нарушения в произнесении звуков;
- Дизартрия – возникает при поражении некоторых отделов головного мозга, при которых происходит недостаточная иннервация органов речи;
- Ринолалия – при данном виде расстройства речи нарушается тембр голоса, а также произнесение звуков, что происходит в результате дефектов органов речи физиологического характера.
Голосовые нарушения:
- Афония (дисфония) – серьёзные расстройства в работе голосовых связок приводят к нарушению фонации или её отсутствию.
Расстройства речи системного характера:
- Алалия – существенное недоразвитие, либо отсутствие производства или понимания речи. Возникает при поражении речевых зон мозга. Если самостоятельная устная или письменная речь не развита достаточным образом, то такая патология называется моторной алалией. В случае, если нарушено или вовсе отсутствует понимание речи, однако пациент может говорить, то специалисты говорят о сенсорной алалии.
- Афазия – при локальных поражениях коры головного мозга возможно частичное или полное отсутствие речи.
Расстройства письменной речи сегодня следует рассматривать в тесной связи с развитием её устной стороны. Рассмотрим некоторые виды нарушения письменной речи.
- Дисграфия (аграфия) – в случае данной патологии процесс письма не сформирован;
- Дислексия – расстройство процесса считывания письменной речи, то есть, чтения.
Список видов речевых нарушений, приведённый выше, не является полным и окончательным: у многих авторов можно найти свои классификации, выделенные на основе различных критериев. Однако все специалисты сходятся в одном: необходимо как можно раньше выявлять и корректировать различные речевые нарушения, чтобы обеспечить ребёнку возможность эффективного обучения в школе и его успешную социальную адаптацию.