
Умственная отсталость у детей
Под умственной отсталостью специалисты подразумевают различные нарушения процесса познания окружающей среды. Для детей, у которых выявлена умственная отсталость, характерны проблемы с восприятием окружающей действительности, памятью, речью, воображением, мышлением, вниманием; страдают также моторика, эмоциональная сфера. В целом, сама структура личности такого ребёнка претерпевает значительные изменения.
Такие дети проявляют эмоции по-разному: на один и тот же раздражитель одни реагируют бурно, другие – заторможенно. Третьи вообще могут нечасто проявлять отклонения в поведении и склонность к странным действиям. У детей с умственной отсталостью, однако, есть одна общая черта: это нестабильность эмоций, незрелость чувств; при их проявлении они кидаются, как говорится, «из крайности в крайность». Такая неустойчивость эмоциональной сферы существенно тормозит развитие личности ребёнка.
Неумение ставить цель – ещё одна из характерных черт таких детей. Они слабо проявляют инициативу, самостоятельность, легко внушаемы. Но если вдруг решаются что-то сделать, то действуют, не думая о последствиях.
Коррекция умственной отсталости
Многочисленные исследования специалистов указывают на то, что, даже несмотря на такие тяжёлые нарушения в психике ребёнка, эти состояния всё же поддаются коррекции. Для этого необходимо создать специальные условия для воспитания и обучения таких детей. Согласно программам ФГОС, детей с умственной отсталостью прежде всего нужно стимулировать к познавательной деятельности, формировать у них положительное отношение к окружающему миру. Такие условия можно создать в специально оборудованном пространстве Снузелен – сенсорной комнате. Подобные комнаты можно оборудовать в любом коррекционном учреждении для таких ребят. Однако следует помнить, что умственная отсталость в тяжёлой форме является противопоказанием для занятий в мультисенсорной среде.
Умственная отсталость лёгкой и средней степени тяжести позволяет с успехом проводить развивающие занятия в сенсорной комнате. Волшебная обстановка и атмосфера такого помещения не оставят равнодушным ни одного ребёнка. Для специалиста по работе с такими детьми мультисенсорная среда является просто находкой. Именно здесь можно комплексно воздействовать на органы чувств ребёнка, его нервную систему. Сказочная атмосфера такой комнаты даст маленьким пациентам положительные эмоции, чувство абсолютной защищённости. Большое количество разнообразного оборудования помогает педагогу воздействовать на эмоции и чувства ребёнка музыкой, цветом и светом, а также развивать тактильные ощущения. С их помощью можно оказывать разный по направленности эффект: расслабляющий, тонизирующий или же восстанавливающий. Эффект воздействия подбирается в зависимости от состояния ребёнка на данный период времени.
Оборудование для сенсорной комнаты
Таким образом, оборудование в сенсорной комнате является универсальным, подходящим для всех и каждого. Пространство сенсорной комнаты – это уникальное средство для становления кругозора ребёнка, стимулирования его познавательной активности, для восстановления его эмоционально-волевой сферы. Во время занятий снимается мышечное напряжение и тревожность, развиваются и закрепляются поведенческие навыки, фантазия, стимулируются зрительные, осязательные, обонятельные, слуховые рецепторы, а также вестибулярный аппарат, совершенствуется речь и отрабатывается мелкая моторика. Двигательная активность – ещё один несомненный плюс использования развивающих занятий в сенсорной комнате при умственной отсталости. Работая с оборудованием и играя с предметами в сенсорной комнате, дети видят эффект от своих действий (например, после нажатия кнопки зажигается свет, из рук сыпется песок и т. д.), в процессе игры они могут делать выбор сами, что особенно важно для детей с умственной отсталостью. Это создаёт положительный эмоциональный фон.
Стоит также отметить, что сенсорное пространство является дополнительным инструментом. И при этом очень важным средством для коррекции умственной отсталости у детей; оно способствует увеличению положительного эффекта от всех мер, принятых по улучшению психофизического состояния таких детей.