У ребёнка аутизм. Что делать родителям

У ребёнка аутизм. Что делать родителям?

На сегодняшний день психологи достаточно хорошо изучили такое явление, как аутизм у детей. Чаще всего диагноз «аутизм» ставят детям в возрасте 3-5 лет. Специалистами разработано огромное количество различных методик и тестов, с помощью которых родители даже могут самостоятельно понять, есть ли у их ребёнка аутизм – нарушение психического развития, при котором у человека наблюдается выраженная нехватка эмоциональности и различные сложности его взаимодействия с обществом. У ребёнка аутизм. Что делать родителям?

Если у ребёнка диагностировано РАС (расстройство аутистического спектра), то его родителям следует знать, как вести себя с ним. В данной статье мы дадим несколько советов, которые обязательно пригодятся родителям детей с аутизмом.

  • В первую очередь, родителям следует следить за последовательностью и логикой своих действий. Необходимо придерживаться избранной линии своего поведения, ведь любое «отклонение от нормы» способно отрицательно отразиться на состоянии ребёнка.
  • Следует быть терпеливыми и не наказывать ребёнка, поскольку он просто не поймёт, в чём его вина.
  • Любая физическая активность снижает уровень стресса и дарит ребёнку положительные эмоции.
  • Навыки, которые изучает ребёнок, проявляются не сразу. Он не всегда может тотчас же применить то или иное умение в разных обстоятельствах. Поэтому рекомендуется время от времени повторять то, что уже было усвоено.
  • В разговоре с ребёнком следует использовать спокойные интонации, медленный и чёткий темп речи. Можно также общаться, используя картинки или фотографии, если ребёнок испытывает сложности с речью.
  • Если ребёнок делает успехи, необходимо обязательно похвалить его.

Помощь родителей

Как уже было сказано выше, при аутизме у детей наблюдаются трудности с социальным взаимодействием и общением. Как же помочь ему общаться?

  • Для поощрения инициативности ребёнка не нужно делать за него ежедневные дела, например, надевать носки. Если ребёнку действительно нужна помощь, то лучше сначала спросить его об этом.
  • Следует постараться привлекать ребёнка для игр с другими детьми, иными словами, стимулировать его к общению. Рано или поздно он поймёт, что с другими детьми ему тоже может быть интересно играть, а не только с самим собой.
  • Если ребёнок сам начал общение с кем-либо, нужно обязательно похвалить его.
  • Желательно поступать таким образом, чтобы у ребёнка всегда был повод для общения. То есть, нужно сделать так, чтобы у него не было всего, что ему нужно. Тогда ему придётся пойти на контакт с окружающими и попросить то, что он хочет.

Обучение таким необходимым повседневным навыкам самообслуживания, как посещение туалета, чистка зубов и мытьё рук является длительным, но возможным. Для этого родителям следует быть терпеливыми и каждый раз поощрять ребёнка, если он сделал всё как нужно. Обучать вышеперечисленным навыкам можно с помощью карточек, в процессе игры, а также на своём примере. Иными словами, нет универсального способа, который одинаково хорошо подошёл бы любому ребёнку при аутизме. Главное, что следует помнить: все совершаемые действия должны производиться в определённой последовательности, которую не стоит нарушать, ведь любое отклонение раздражает детей с аутизмом.

Что касается программ обучения для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра), то их существует огромное количество. Самые распространённые из них, это:

  • TEACCH – программа, в основе которой лежит индивидуальный подход, учитывающий потребности и особенности ребёнка, а также цели обучения. Она достаточно обширна, поскольку объединяет в себе другие методики, например, поведенческий анализ и обучение при помощи картинок.
  • Общение с помощью карточек, которое применяется, если ребёнок не может разговаривать. Такой подход помогает ребёнку общаться с окружающими его людьми.
  • Прикладной поведенческий анализ, представляющий собой программу обучения, направленную на освоение ребёнком анализа собственного поведения с возможностью делать выводы. При этом помощь ребёнку оказывает психолог, а если ребёнок совершил правильное действие, то и поощряет его. Такая программа является поэтапной с движением от простого к сложному.

Данный список популярных учебных программ, безусловно, не является исчерпывающим: сегодня каждый родитель может подобрать тот вид обучения, который подойдёт именно его ребёнку с аутизмом. При этом очень важно следовать вышеприведённым советам, которые способны оказать родителям существенную помощь в воспитании ребёнка с РАС (расстройством аутистического спектра).

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *