Система PECS и её особенности

Система PECS

Основной трудностью взаимодействия ребёнка-аутиста с окружающим миром является его неспособность выражать свои мысли и желания посредством речи. Родители, общаясь со своим ребёнком каждый день, конечно, могут понять то, что он хочет, однако с незнакомыми людьми в плане коммуникации сразу возникают проблемы.

Из-за того, что окружающие их не понимают, дети с аутизмом начинают нервничать, раздражаться и действовать агрессивно. Вследствие этого появляется закономерный вопрос: каким же образом можно пообщаться с ребёнком-аутистом?

На помощь таким детям и их родителям приходят специальные карточки, которые получили буквенное обозначение PECS. Данная аббревиатура расшифровывается как Picture Exchange Communication System, что в переводе означает «система альтернативной коммуникации с помощью карточек». Данная система может быть полезна не только детям с аутизмом, но и всем деткам, испытывающим трудности с речевой деятельностью и общением с окружающими (для детей с ЗПР, ДЦП, тугоухостью и пр.).

Особенности системы

На первом этапе работы по данной системе необходимо, чтобы ребёнок усвоил карточки со словами «да» и «нет». Если же он способен выразить эти понятия кивком головы или словами, то вводить эти карточки не нужно. Впоследствии набор карточек усложняется, вводятся новые понятия, такие как различные предметы и действия («мороженое», «суп», «кататься на карусели», «строить из кубиков» и т. д.). Как только ребёнок начинает пытаться назвать словами желаемый предмет или действие, то соответствующие карточки убираются из набора PECS. На третьем этапе педагог вводит карточки, которые обозначают какие-либо события, например, режим дня ребёнка. При этом ребёнок должен понимать картинки и узнавать изображённые на них предметы, а также соотносить картинки и их значение.

Вводя в обучение ребёнка-аутиста карточки с распорядком дня и применяя заданный режим в жизни, можно добиться того, что у ребёнка исчезнет чувство тревоги, ведь он будет понимать, какое событие или действие последует дальше. От тревожности можно также избавиться, осваивая систему PECS в сенсорной комнате: так ребёнок будет работать в обстановке ещё большего комфорта и безопасности. Ведь, как известно, неопределённость и тревога ведут к тому, что ребёнок-аутист начинает нервничать и порой вести себя агрессивно.

Следует также отметить, что вводить карточки нужно постепенно, при этом они должны быть доступны для ребёнка, чтобы он мог воспользоваться ими в любой момент.

Многие родители, решив использовать систему PECS, всё же испытывают страх, что их ребёнок, общаясь с помощью карточек, так и не заговорит. Как утверждают специалисты, это частое заблуждение. Напротив, использование этих карточек стимулирует ребёнка к общению, он начинает мысленно строить предложения. Ускорить этот процесс помогут сенсорная комната и занятия с детьми. В сенсорном пространстве, наполненном различными стимулами, происходит раскрытие потенциала ребёнка-аутиста; интересные игры и занятия способствуют развитию всех органов чувств, а также речевой деятельности. А если учесть, что занятия всегда проходят в комфортной и дружелюбной обстановке, то сенсорная комната становится просто незаменимым звеном в составе комплексной терапии детей с аутизмом.

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *