Сенсорная комната как инструмент логопеда

Всем известно, что только человек обладает такой формой общения, как речь. В развитии речи у некоторых детей могут наблюдаться определенные трудности. Это могут быть речевые нарушения, связанные с основным заболеванием (например, аутизм, синдром Аспергера), либо часто встречающиеся дефекты речи (к примеру, когда ребёнок картавит, либо не может выговаривать правильно те или иные звуки). В любом случае, с течением времени такие проблемы не только не дают ребёнку полноценно реализовать все функции речи, но и отрицательно влияют на познавательную активность, а также адаптацию ребёнка в социуме. Эти проблемы напрямую затрагивают работу логопеда.

Актуальность данной проблемы, а также всё возрастающий интерес педагогов-психологов и логопедов к современным технологиям работы с такими нарушениями особым образом выделяют сенсорную комнату. Это инновационное, интерактивное пространство предлагает поистине неисчерпаемый источник различных приёмов и методов работы с речевыми нарушениями. Разнообразные стимуляторы, которыми наполнено сенсорное пространство, помогают педагогу с успехом решать задачи по развитию всех органов чувств ребёнка, по коррекции речи, индивидуальных особенностей характера, а также помогает создать положительный настрой и атмосферу спокойствия.

Как вовлечь ребенка?

По данным специалистов, в последние годы увеличилось число детей, страдающих различными нарушениями в развитии (например, СДВГ, ЗПР и т.д.). При этих заболеваниях у детей наблюдаются такие отличительные особенности, как излишняя чувствительность, плохая память, неспособность удерживать внимание и пр. При традиционной схеме проведения занятий ребёнок занимается с логопедом индивидуально или в группе, а затем дома с родными отрабатывает полученные на занятиях навыки. И здесь родители могут столкнуться с проблемой отсутствия у детей интереса к таким занятиям, ведь коррекционная работа с речью всегда требует усидчивости и кропотливого труда. Поэтому зачастую дети занимаются потому, что «мама так сказала». Если же к работе подключить не только внешнюю мотивацию, а ещё и внутреннюю, когда ребёнок начнёт сам испытывать интерес к познанию, то тогда работа по исправлению недостатков речи станет намного эффективнее. Именно поэтому коррекционная работа в сенсорной комнате понравится не только родителям, но и их детям, ведь занятия проходят в форме увлекательной игры.

Прежде всего, необычность и интерактивность каждого предмета в сенсорной комнате делает её такой привлекательной для детей. Каждый элемент оборудования можно трогать, рассматривать, следить за игрой цвета и света, что помогает установить контакт ребёнка и логопеда, а также погрузить его в атмосферу игры и волшебства. Специалисты советуют включать в работу каждый из объектов сенсорной комнаты постепенно, чтобы исключить отрицательную реакцию ребёнка на какой-либо из элементов оборудования.

Работа с детьми в сенсорной комнате

Занятие начинается с упражнений на релаксацию, когда ребята могут спокойно сидеть или лежать на мягких модулях, выполняя несложные упражнения на снятие мышечного напряжения. После этого наступает очередь активной работы. Используются игры с элементами оборудования (с сенсорными дорожками, панелями с одновременным проговариванием фраз по теме занятия). В работе применяются также упражнения с песком, способствующие развитию мелкой моторики рук и тактильной чувствительности кончиков пальцев (как известно, развитие именно этих функций напрямую связано с правильным развитием речи). На песке можно рисовать контуры букв и проговаривать их, «закапывать» в песок руки, а также искать в нём «клад». В работе по развитию речи также необходимо развивать и слух, ведь ребёнок должен не только слушать, но и слышать педагога. Для этого в сенсорной комнате также предусмотрено особое оборудование, начиная от музыкальных систем и заканчивая звуковыми интерактивными панелями.

Стоит отметить, что сенсорная комната в работе логопеда представляет собой мощный инструмент по коррекции речевых нарушений, который интересен детям, что существенно повышает эффективность работы. Разнообразие вариантов упражнений с оборудованием в такой комнате просто огромно, а у ребёнка появится шанс раскрыть свой потенциал. Материал, преподносимый ребёнку, должен вызывать у него интерес, тогда он быстрее запомнится, а ребёнок, наконец, начнёт говорить красиво. В случаях работы с детьми с различными нарушениями психического и умственного развития сенсорная комната также даёт логопеду большие возможности не только по коррекции речи таких детей, но и по созданию у них положительного эмоционального фона и снятию психологического напряжения.

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *