Сенсорная интеграция в сенсорной комнате

Сенсорная интеграция как понятие

Сенсорная интеграция – это процесс получения и обработки мозгом сенсорной информации, помогающий нам делать то, что нужно в повседневной жизни. Существует целая теория сенсорной интеграции и терапевтический подход, основанный на этой теории.

Первое определение сенсорной интеграции было дано в конце 60-х годов в США Джин Айрес, профессиональным терапевтом и психологом, занимавшимся нейробиологией. Джин Айрес была заинтересована в объяснении того, как трудности с получением и обработкой сенсорной информации от своего тела и окружающей среды могут быть связаны с трудностями в школе или с использованием своего тела в повседневной жизни. Согласно Джин Айрес, сенсорная интеграция – это “неврологический процесс, который проводит ощущения от собственного тела и окружающей среды и дает возможность эффективно использовать тело в этой окружающей среде”.

Развитие сенсорной интеграции

Различные части нашего тела, получающие сенсорные сигналы из окружающей среды (например, кожа, глаза и уши) отправляют эту информацию в мозг. Мозг интерпретирует полученные данные, сравнивает их с другой поступающей информацией, а также с информацией, хранящейся в памяти. Все сведения затем используются, чтобы помочь нам реагировать на окружающую нас среду. Поэтому сенсорная интеграция важна для всех повседневных действий и помогает нам одеваться, есть, общаться, учиться и работать.

У большинства людей становление сенсорной интеграции происходит в детстве и является частью гармоничного развития. У некоторых же сенсорная интеграция менее развита.

Джин Айрес разработала теорию о том, что происходит, когда сенсорная интеграция недостаточно хорошо развита; она также разработала способ оценки этих трудностей и методы их устранения. Айрес провела исследования для дальнейшего развития теории сенсорной интеграции и излечила многих детей с сенсорными трудностями. С тех самых пор ряд профессиональных терапевтов продолжают её дело.

Предметом исследования в теории сенсорной интеграции являются восемь чувств. Из них пять – привычные для нас зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Остальные три ощущения – проприоцептивные (используются для определения положения частей тела в пространстве и координации движений), вестибулярные (планирование движений и поддержание равновесия) и интероцептивные (информация о том, что происходит внутри организма: голод, жажда и т.п.).

Проблемы сенсорной интеграции

Итак, какие существуют виды проблем с сенсорной интеграцией?

Сенсорная модуляция

Проблемы с сенсорной модуляцией возникают, когда мозг либо недостаточно, либо чересчур сильно реагирует на сенсорную информацию. Например, если человек слишком сильно реагирует на прикосновение, то ему может мешать даже этикетка на вороте одежды. Если же человек, наоборот, недостаточно реагирует на прикосновения, то он вряд ли заметит, что кто-то постукивает его по плечу. Конечно, с таким могли сталкиваться многие, но у некоторых людей проблема приобретает большие масштабы и начинает влиять на качество жизни, вызывает беспокойство, гнев, страх и разочарование. Как показывают исследования, иногда люди остро реагируют на один раздражитель, но демонстрируют недостаточную реакцию на другой. Реакция сама по себе может зависеть от конкретной ситуации, например, стресс может менять наши ощущения от внешних стимулов.

Сенсорная дискриминация и проблемы восприятия

Сенсорная дискриминация и проблемы восприятия возникают, когда мозг испытывает трудности с осмыслением полученной сенсорной информации. В такой ситуации человек пытается интерпретировать смысл небольших различий. Например, способность чувствовать две разные точки соприкосновения, которые находятся близко друг к другу, нужна, когда мы застёгиваем пуговицы. Если описываемые проблемы связаны с проприоцепцией или касанием, то окружающим человек может показаться неуклюжим или неловким. Люди с проблемами визуального восприятия могут испытывать трудности с поиском объектов в перегруженной среде или с поиском слова на странице.

Проблемы с вестибулярным аппаратом

Проблемы с вестибулярным аппаратом могут привести к плохому балансу и трудностям с координацией двух сторон тела. Трудности с балансом и координацией могут быть результатом целого ряда различных проблем, которые может помочь определить терапевт, имеющий опыт работы с проблемами сенсорной интеграции.

Проблемы с праксисом

Праксис – это способность к выполнению целенаправленных двигательных актов, новых для человека. Для детей это может быть обучение прыжкам, для взрослых – это, например, обучение вождению или использованию палочек для еды. Термин диспраксия как раз относится к проблемам праксиса. Но не все проблемы такого рода имеют отношение к сенсорной интеграции. Джин Айрес выделила два типа трудностей праксиса, связанных с лежащими в их основе сенсорными вопросами: это соматодиспраксия (проблемы с обработкой тактильных и проприоцептивных чувств) и визиодиспраксия (проблема с обработкой визуальной информации). Люди с диспраксией часто выглядят неуклюжими.

Как работать с проблемами сенсорной интеграции?

Для многих людей даже небольшие изменения в окружающей их среде или в том, как они осуществляют различные движения, могут иметь огромное влияние на их повседневную жизнь. То есть, не только дети и взрослые с проблемами аутистического спектра могут столкнуться с трудностями обработки сенсорной информации. Именно поэтому взрослым и детям, столкнувшимся с проблемами сенсорной интеграции, следует обратиться к специалистам, которые помогут скорректировать имеющиеся проблемы, используя различные методы терапии, например, занятия в сенсорной комнате, которые способствуют гармоничному развитию всех органов чувств, снимают раздражительность и успокаивают, настраивая на успех.

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *