Сенсорная интеграция детей и взрослых в сенсорной комнате

Сенсорная интеграция детей и взрослых

Одна из важнейших функций сенсорной комнаты – это сенсорная интеграция детей и взрослых, имеющих какие-либо трудности с восприятием вследствие различных заболеваний. Согласно Джин Айрес, сенсорную интеграцию можно определить как способность воспринимать информацию через чувства, соединять ее с предшествующей информацией, воспоминаниями и знаниями, хранящимися в мозге, и давать на это нужный ответ.

Джин Айрес в 50-х годах XX века была известна своей работой в области расстройств сенсорной интеграции, а также разработала терапевтический подход к проблеме интеграции. Неспособность мозга обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, называется дисфункцией сенсорной интеграции. У каждого человека это проявляется по-разному. Поэтому терапия может варьироваться и подбирается индивидуально к каждому пользователю. Лечение проводится в сенсорной комнате и основано на стимуляции чувств. Важно отметить, что его реализация не зависит от возраста пользователя и может применяться как с детьми, так и со взрослыми. Данный тип терапии подходит для детей и взрослых с аутизмом, проблемами с концентрацией внимания, для людей с сенсорными нарушениями, с проблемами развития, трудностями речи, проблемами с обучением и поведением и пр.

Сенсорная комната – это специальное пространство, спроектированное и оборудованное для стимулирования органов слуха, зрения, осязания и обоняния. Это то место, где люди с расстройствами сенсорной интеграции могут исследовать и развивать свои сенсорные навыки, а также место для расслабления, снятия стресса и беспокойства. Разработка сенсорных комнат началась в Нидерландах в 70-х годах XX века. Первоначально идея заключалась в стимулировании различных органов чувств как к расслаблению и успокоению, так и к побуждению людей с особыми потребностями обращать внимание на свое окружение. В процессе терапии пользователю специально не говорят и не показывают, что нужно делать, но рекомендуют естественно реагировать на раздражители из окружающей среды. Хотя со стороны терапия может выглядеть как игра, всё же каждое такое мероприятие тщательно спланировано и направлено на достижение самоорганизации пациентов. В зависимости от потребностей пользователя используется разнообразное оборудование, которое стимулирует различные чувства. Каждый человек имеет равные возможности самостоятельно исследовать пространство и выбрать тот уголок в комнате, который ему больше всего подходит.

Сенсорная интеграция в комнате

В комнатах могут быть мягкие полы и стены, матрасы и подушки, чтобы создать атмосферу, в которой дети не смогут причинить себе вред. Атмосфера в комнате такова, что каждый пациент чувствует себя в безопасности, и при этом ему предоставляется возможность исследовать пространство в соответствии со своими способностями и ограничениями. Оборудование комнаты может варьироваться.

В сенсорном пространстве есть колонны с движущимися в них пузырьками, предназначенными для привлечения внимания пользователя. Прикасаясь к колонне, вы сможете почувствовать создаваемые вибрации, а если прижаться к ней ухом, то и услышать звуки, которые исходят от пузырьков. Таким образом, эффекты, которые производят такие пузырьковые колонны, являются множественными. Также используются световые проекторы для создания интересных проекций на стенах, в том числе и вращающиеся диско-шары, которые создают точечный свет и различные световые эффекты.

В комнате также находится оборудование для слуховой стимуляции. Особенно интересным является вибрирующее гибкое музыкальное кресло. Лежа на нём, пользователь может чувствовать вибрацию в ритме и слушать музыку. Все это способствует необычному чувственному опыту. Звуки природы также часто звучат для пациентов, например, звуки шелеста листьев в сочетании с их проекцией на стену.

Для стимуляции обоняния используются различные спреи с эфирными маслами и мягкими шариками, которые испускают аромат, а также «ароматное тесто», которое стимулирует творческий потенциал детей и помогает им сосредоточиться. Оборудование, которое можно найти в сенсорной комнате, многочисленно и разнообразно, и каждое устройство играет определенную роль в сенсорной интеграционной терапии.

Терапия в сенсорных комнатах – это пока ещё не очень распространённая форма лечения, которая, тем не менее, становится всё более популярной во многих учреждениях для детей с ограниченными возможностями. Используя специально разработанные устройства, терапевты и психологи могут контролировать стимулирование каждого органа чувств в соответствии с потребностями пользователя. Занятия в сенсорной комнате помогают детям развить сенсорные навыки, которые понадобятся им в дальнейшей жизни. Такая атмосфера оказывает расслабляющее действие на активных детей, а неактивных, напротив, стимулирует. Таким образом, сенсорная комната – неоценимый атрибут сенсорной интеграции!

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *