Речевые нарушения и их коррекция в сенсорной комнате

Речевые нарушения у детей и их коррекция

На сегодняшний день очень важной проблемой психологии и педагогики является речевые нарушения у детей и их коррекция, тем более что отмечается рост числа детей с нарушениями речевого развития.

Развитие речи – многоступенчатый процесс; она начинает формироваться уже в очень раннем возрасте, когда ребёнок пытается издавать первые звуки, затем отдельные слова, фразы и, наконец, предложения. Это также и креативный процесс; нужно добиваться того, чтобы дети смогли освоить речь как можно раньше, умели произносить звуки и слова правильно. Но что делать, если красивая, правильная речь ребёнку не даётся? Как исправить речевые нарушения? В таком случае на помощь современным родителям, психологам и педагогам приходит множество различных традиционных методов, но особняком выделяется при этом такой современный и результативный метод, как сенсорная комната. Такая комната представляет собой мультисенсорную среду; как следует из определения, она наполнена разными стимуляторами органов чувств (сенсоров). Эти стимуляторы (представленные в виде особого оборудования) оказывают воздействие на органы зрения, обоняния, осязания, слуха, а также вестибулярный аппарат.

Пребывание в сенсорной среде

В таком пространстве создаётся атмосфера спокойствия и расслабленности, дети чувствуют себя в безопасности. Такое состояние внутреннего равновесия помогает тренировать все рецепторы организма, психику, снимать напряжение мышц и состояние тревожности. Это крайне важно, ведь зачастую именно психологические зажимы и травмы мешают детям говорить правильно, что проявляется в нарушении речевого развития.

Разнообразное оборудование и игровые элементы сенсорной комнаты могут быть эффективно использовано логопедом в работе с такими детьми. Например, можно использовать сухой бассейн с разноцветными шариками (для детей в группе или индивидуально). Цель такой игры – назвать как можно большее количество слов с отрабатываемым звуком верно, в случае правильного ответа ребёнок может выбрать шарик определённого цвета. По итогам игры мячики пересчитываются. В результате такого упражнения нужный звук отрабатывается и автоматизируется, также происходит тренировка цветовосприятия и снятие психологического напряжения.

Зеркала также могут помочь в отработке звуков. Педагог при этом показывает детям работу их органов речи в зеркале, корректируя их постановку для произношения того или иного звука.

Игры с песком также окажут неоценимую помощь логопеду, они чрезвычайно интересны детям. В песке при этом можно, например, «искать клад»: педагог засыпает предмет или картинку тонким слоем песка, а ребёнок сдувает его. Такая игра помогает ребёнку контролировать движения органов речи (в данном случае – губ). Также можно прописывать буквы, обозначающие заданный звук, на песке, либо воде. Это способствует снятию напряжения с мышц пальцев, мелкая моторика совершенствуется. Происходит так называемая «пальчиковая гимнастика», что очень важно для становления речи.

Упражнения для развития речи

Стоит отметить, что количество применяемых в сенсорной комнате упражнений для коррекции нарушения речевого развития огромно: оно ограничивается только фантазией учителя-логопеда. Детям с речевыми нарушениями такие занятия очень понравятся, ведь они лишены оттенка принуждения; ребёнок выполняет упражнения с удовольствием, совсем не замечая, что происходит серьёзная работа по устранению нарушений речи. Как результат – красивая и правильная речь, которая формируется в комфортной и доброжелательной обстановке сенсорного пространства.

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *