
Ранний аутизм у детей
Ранний аутизм у детей (РДА, синдром Каннера) является сложным патологическим синдромом, при котором искажается нормальное течение обычных психологических и социальных процессов. Чаще всего ранний аутизм характеризуется нахождением ребёнка в своём собственном мире, иными словами, замкнутостью. Также у ребёнка выявляются нарушения речевого развития, наблюдаются стереотипные модели поведения, странные реакции на внешние сенсорные раздражители, а также такие дети стараются не контактировать с окружающими людьми. Таким образом, страдает взаимодействие ребёнка и его окружения.
Обычно ранний аутизм диагностируют у детей в дошкольном возрасте, чаще всего с 2 до 5 лет. Чаще всего он выявляется у мальчиков. Здесь стоит отметить, что у детей старше пятилетнего возраста РДА не развивается, поэтому, если у дошкольника всё же имеют место быть различные нарушения и отклонения в поведении, тогда родителям стоит задуматься о возникновении у него иного психического заболевания, к примеру, шизофрении.
Классификация
Классификация раннего аутизма у детей довольно обширна, исследователи выделяют несколько видов РДА по различным признакам.
По причине возникновения:
- наследственный;
- органический;
- психогенный;
- РДА неясного генеза.
По характеру социальной дезадаптации (классификация К.С. Лебединской):
- отрешённость от окружающих (ребёнок совершенно не нуждается в контактах, не может обслуживать себя);
- отвержение окружающих (стереотипное поведение двигательного, речевого и сенсорного характера, гипервозбудимость);
- замещение окружающих (отсутствие, либо слабость привязанности к родным, необычность интересов и воображения);
- сверхтормозимость по отношению к обществу (ребёнок мгновенно устаёт физически и эмоционально, очень раним и пуглив, у него часто меняется настроение).
Симптомы РДА
Возвращаясь к симптомам раннего аутизма у детей, стоит рассмотреть их подробнее. В первую очередь, ребёнок с РДА старается не контактировать с окружающими людьми в частности и с социумом в общем. У него обнаруживаются неадекватные реакции на сенсорные раздражители, а в поведении присутствуют стереотипные модели. Уже в раннем возрасте такой ребёнок заметно выделяется тем, что редко улыбается и нечасто реагирует на своё имя. Затем, становясь старше, ребёнок с РДА старается не смотреть в глаза окружающим, избегает общения с детьми и другими взрослыми, а также почти не выражает свои эмоции. Такому ребёнку не интересно узнавать новую для себя информацию, он не любопытен, а совместные игры для него вообще под запретом.
Порой дети, у которых диагностирован ранний аутизм, странным образом реагируют даже на слабое освещение и негромкие звуки: эти явления могут либо пугать их, либо пройти совершенно незамеченными, как будто ничего и не было (ребёнок словно не замечает всего того, что происходит вокруг него). Раздражение могут вызывать предметы одежды определённого цвета или фактуры (например, слишком красная или колючая).
Такие дети зачастую неловки, у них не развита мелкая моторика рук, они порой не могут элементарно обслужить себя. Речь у детей с РДА появляется поздно и характеризуется ограниченностью интонаций, грамматических конструкций и маленьким словарным запасом.
Стоит отметить, что в физическом плане дети с ранним аутизмом обычно развиты, в то время как в половине зарегистрированных случаев заболевания РДА страдает именно их умственное развитие.
К сожалению, полное излечение от такого недуга, как ранний детский аутизм, сегодня не представляется возможным, однако можно существенно улучшить жизнь такого ребёнка, если он будет регулярно заниматься с педагогами-психологами и логопедами. При этом комплексная коррекция позволяет добиться в будущем социальной адаптации у трети детей с ранним аутизмом. Существенная роль в коррекции данного состояния отводится психотерапии и логопедии.
Положительное влияние оказывают занятия в сенсорной комнате, где с ребёнком занимаются арт-терапией, игротерапией, слушают музыку, расслабляются, учатся контактировать с внешним миром и обучают элементарным навыкам самообслуживания. При этом большое внимание уделяется индивидуальному подходу, при котором родители и педагоги ориентируются на сильные стороны личности ребёнка-аутиста и преобладающие у него интересы.