
Проявления нервно-психических нарушений у детей
Психологические проявления нервно-психических нарушений у детей часто обозначает как нервность. Повышенная нервность характеризуется как болезненная чувствительность нервной системы, болезненная раздражительность и впечатлительность. Весь спектр и разнообразие нарушений по степени распространенности можно разделить следующим образом:
- Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция).
- Невропатия.
- Невротические реакции, неврозы, психосоматические заболевания.
- Органические нарушения нервной системы.
- Психическое недоразвитие, умственная отсталость.
- Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие.
- Психические заболевания.
Минимальная мозговая недостаточность (ММН)
ММН – наиболее распространенный, но не тяжелый вид нервности. Она обусловлена генетическими и церебрально-органическими изменениями мозга, ослабленностью мозга, которые приводят к определенным изменениям характера и поведения у детей. Причинные факторы ММН многочисленны и разнообразны. Это вредные воздействия на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, прежде всего вирусов. Это преждевременные и недоношенные роды, слабость родовой деятельности и ее длительное течение. После родов неблагоприятные воздействия на мозг оказывают плохое питание, частые или тяжелые заболевания, или инфекции, отравления, ушибы мозга.
К проявлениям ММН относятся повышенная утомляемость, отвлекаемость внимания, плохая переносимость шума, яркого света, духоты, укачивания в транспорте с тяжелой рвотой и головокружением. Эти явления сопровождаются частыми головными болями, перевозбуждением ребенка к концу дня, если темперамент холеричный, и заторможенностью, если темперамент флегматически. У сангвиников эти состояния встречаются с почти равной частотой.
ММН не является постоянным видом нервности – существует значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом и сочетанием с другими видами нервности.
Разновидности ММН
Разновидностью ММН является минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимают различные проявления, связанные с недостатком функции самоконтроля и сдерживания, возникающие по причине недоразвитости лобных долей головного мозга. В большинстве случаев ММД обусловлена злоупотреблением алкоголя будущими родителями, который оказывает повреждающее воздействие на плод, находящийся в эмбриональной (начальной) стадии развития. Комплекс нарушения поведения при ММД включает повышенную возбудимость, непоседливость, невнимательность, непостоянство влечений и интересов, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и соответствующих переживаний. Это дети «без тормозов», которые ни секунды не сидят на месте, постоянно отвлекаются, мешают другим, не доводят начатое до конца. Утомление возникает не так скоро, как у других детей с ММН. Характерны беспечность, озорство, неумение сдерживать обещания. Ослабленный инстинкт самосохранения проявляется в виде частых падений, травм и ушибов.
Невропатия как нарушение у детей
Невропатия – другой распространенный вид нервности у детей, который характеризуется как повышенная нервная чувствительность. Конституционально-генетические факторы в возникновении невропатии играют важную роль, при этом наследуются аффективная неустойчивость, чуткий или чрезвычайно глубокий сон, склонность к колебаниям артериального давления, аллергии и спазма ЖКТ на нервной почве, повышенная чувствительность к изменениям метеофакторов и многое другое, связанное с нарушением нервно – вегетативной регуляции организма. Другим фактором происхождения невропатии является отклонения в течение беременности преимущественно во второй ее половине (в виде позднего токсикоза). Вероятность формирования невропатии значительно возрастает, если токсикоз протекает на фоне острого или хроническом стресса у будущей матери, который был вызван неблагоприятными жизненными обстоятельствами (трудная работа или учеба, бытовые трудности, сложности в семейных отношениях, страх перед родами и нежелательным фактом беременности).
Динамика невропатии имеет тесную связь с возрастными особенностями развития ребенка. После рождения такие дети вздрагивают от малейшего шума, беспокойно спят, часто срыгивают, их мучает метеоризм и боли в кишечнике из-за спазмов. К году проявления невропатии становятся более заметными, а к 2-3 годам достигают своего максимума, но при благоприятных обстоятельствах постепенно уменьшаются и сходят на нет к10 годам. Это связано с особенностями формирования мозга, который к этому возрасту начинает функционировать на качественно новом уровне, развиваются нервные клетки, заканчивается миелинизация нервных волокон, устанавливается приближенный к взрослому биоритм бодрствования и сна.
Наиболее выраженные и устойчивые проявления невропатии характеризуются:
- эмоциональной неустойчивостью – лабильностью, в том числе легкостью возникновения аффектов, плача, беспокойства, расстройств настроения
- вегетососудистой дистонией, которая помимо описанных выше признаков проявляется легкостью возникновения спазмов сосудов лица (покраснением или побледнением) и головы (головные боли), дыхательных путей (ложный круп при простуде, астма в последующие годы), пищеварительного тракта (комок в горле, срыгивание, тошнота, боли в области пупка, расстройства стула, дискинезия желчевыводящих путей
- нарушения сна в виде затрудненного засыпания, чуткого или глубокого сна с энурезом, раненого отказа от дневного сна (до 4 лет)
- нарушениями обмена веществ в виде диатеза и аллергии
- соматическим ослаблением организма в виде частых заболеваний простудами и ангинами, аденоидов, суставных болей и т. д.
- психомоторными нарушениями в виде нервных тиков, заиканий, ночного и дневного недержания мочи и кала, которые большей частью не замечаются ребенком и зависят от времени года, утомления и нервного напряжения
- минимальной мозговой ослабленностью (ММО), которая имеет сходство с ММН (минимальной мозговой недостаточностью), но имеет больший акцент на утомляемости из-за шума и других видов психического напряжения, слабой устойчивостью к монотонии и к изменению привычного уклада жизни, смене обстановки
О невропатии как общей нервной ослабленности можно говорить при наличии, по крайней, мере, трех из перечисленных признаков. Однако следует сказать, что эти нарушения встречаются не только при невропатии, но и при других нервно-психических заболеваниях.
Органические нарушения нервной системы
В первую очередь подобные такие нарушения представляют интерес как явление остаточной (резидуальной) мозговой недостаточности (ОМН). Появление данного вида нарушений чаще всего связано именно с тяжелой патологией родов по причине асфиксии (удушья) или механического повреждения мозга, а также тяжелой недоношенностью или переношенностью. В ряде случаев имеют место тяжелые вирусные повреждения плода, начавшийся, но остановленный выкидыш, сильный ушиб плода, приведший к повреждению плаценты, резус конфликт, проявившийся тяжелой желтушностью в сочетании с отсутствием своевременной медицинской помощи.
К органическим повреждениям могут привести и более поздние повреждающие факторы, главным образом до 2-х лет, когда мозг особо ранимый и недозрелый. На первом месте среди них – механические травмы мозга при сотрясении или ушибе, на втором – воспалительные заболевания типа менингита.
Квалификация остаточной мозговой недостаточности проводится в тех случаях, когда по мере своего развития организм не смог полностью компенсировать наследственные и особенно приобретенные нарушения ЦНС. Проявления ОМН характеризуются психопатоподобным поведением.
Варианты
В первом варианте имеют место повышенная возбудимость, склонность к реакциям гнева, ярости, агрессии, которые возникают по незначительному поводу или на фоне плохого настроения, раздражительности и злости. Имеется выраженная потребность к психомоторной разрядке внутреннего напряжения. Такие дети часто бесцеремонны и раздражительны, в общении со сверстниками им свойственна драчливость и конфликтность, более заметные на фоне утомления и к концу дня. У них обычно отсутствуют чувство вины и самодисциплины, сдерживающие нежелательной поведение. Рано возникают различные нарушения поведения и даже патологические формы сексуальных влечений.
Во втором варианте органические нарушения проявляются быстрой утомляемостью и истощением активности, заторможенностью чувств и влечений, которые получили специфическое обозначение как церебрастенический синдром. Подобные изменения похожи на ММН, но имеют большую выраженность и поэтому проявляются неспособностью к длительным занятиям или нахождению ребенка среди сверстников.
Следует отметить, что помимо своевременной медицинской помощи в виде общеукрепляющих средств, успокаивающих или тонизирующих средств, закаливания и т.п., эти дети в значительной степени нуждаются в психологической помощи, т.к. часто у них имеются вторично возникающие проблемы, связанные с борьбой взрослых с их, как им кажется, отрицательными качествами и недостатками, такими как вредность, упрямство, лень.
Психопатия как нарушение у детей
Психопатии являются аномалиями характера и личности, которые формируются в старшем возрасте. Они возникают в связи с воздействием трех групп факторов: 1) врожденные и генетические нарушения, которые не приводят к значительным органическим повреждениям и дефектам; 2) минимальные органические нарушения на уровне ММД, появившиеся по причине экзогенных влияний в раннем детстве; 3) психогенная травматизация. Многие исследователи видят причину возникновения психопатий в связи с аномалиями личности у родителей или прародителей. Патологическая наследственность нередко проявляется уже в первые годы жизни, несмотря на хорошие условия и отношение к ним в семье. Но еще более способствуют усилению или появлению подобных нарушений неправильное воспитание со стороны взрослых и тем более его отсутствие.
Различные формы неправильного воспитания способны сами по себе привести к существенным нарушениям в формировании характера, которые обозначаются как патохарактерологическое развитие. Патологическое воздействие на личность ребенка оказывают неадекватные воспитательные установки родителей, их психопатические особенности характера, конфликты между взрослыми, их грубость, невнимание к потребностям ребенка или чрезмерная опека. Патология рождает патологию тем, что ребенок усваивает патогенный стиль общения родителей, которые помимо этого неадекватно реагируют на свои отклонения в обращении с ребенком, сопротивляются предписаниям врачей, не обращаются за психологической помощью.
Проявления психопатии
Психопатия как патологический склад личности проявляет себя в полной мере в подростковом и юношеском возрасте. Но уже в первые годы жизни дети с психопатическими чертами обращают на себя внимание расторможенностью или повышенной тормозимостью вместе с неуживчивостью, недружелюбием, устойчивостью отклонений в поведении, трудностью их психолого-педагогической коррекции и психотерапии.
В этой связи нелегко разделить и четко, однозначно дифференцировать рассмотренные виды нервности и отклонений в поведении. Главное – само по себе понимание воспитателями и родителями болезненного, неестественного характера их происхождения позволяет по возможности раньше использовать различные меры его коррекции. Своевременность квалификации нарушений и помощи особенно значима в дошкольном возрасте, в котором исправление характера и компетенция нарушений наиболее эффективны.
Критерии различий невропатии и психопатии | |||
Сфера отграничения | Невропатия | Психопатия | |
1 | Роль неблагоприятной наследственности | Относительно небольшая | Предопределяющая |
2 | Время проявления нервности | Непосредственно после рождения | На втором году и, особенно, в подростковом возрасте |
3 | Ведущая область поражения | Нервно-вегетативная и соматическая сфера | Психическая сфера |
4 | Стойкость проявлений | Неустойчивость и обратимость с возрастом | Устойчивость и относительная необратимость |
5 | Изменения с возрастом | Уменьшаются | Увеличиваются |
6 | Склонность к беспокойству и чувству вины | Выражена | Отсутствует |
7 | Агрессивность | Нехарактерна | Одно из главных проявлений |
Неврозы
Неврозы являются распространенным видом нервности. Их основное отличие от других видов нервности состоит в предопределяющей роли в их происхождении психогенных факторов. Этими факторами являются психические травмы, переживания и напряжения, с которыми нервная система ребенка не в состоянии справиться. Как и при состояниях дистресса подобные переживания приводят к болезненному расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма.
Неврозы часто возникают на фоне уже имеющихся невропатии или других расстройств в соматической и физической сфере организма. Но характер нарушений, их психологическая мотивированность, функциональность и обратимость при условии квалифицированной помощи со стороны врача, психолога и воспитателя, позволяют выделять неврозы в самостоятельную форму нервно-психических расстройств.
Невротические реакции
Близкими по происхождению с неврозами являются невротические реакции – относительно кратковременные аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов. Часто они возникают у детей при изменении привычного образа жизни, например, при посещении в первое время дошкольного учреждения, при расставании на некоторое время с родителями, в связи с болезнью и т.п., а также при трудностях во взаимоотношениях со сверстниками или взрослыми и других проблем адаптации.
Часто родители, педагоги и даже врачи недооценивают роль психогенных форм патологии, сводя, например, причины школьной неуспеваемости к соматическим или характерологическим. В статистическом же отношении неврозы и невротические реакции встречаются не реже, чем невропатия, и практически наравне с ММН. Клинически неврозы характеризуются эмоциональными, соматическими и поведенческими нарушениями.
Эмоциональные переживания
Эмоциональные переживания связаны с:
- длительным плохим или неустойчивым настроением
- заостренной эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью
- ранимостью и склонностью легко расстраиваться и много волноваться
- плаксивостью и неспособностью защитить себя
- боязливостью, пугливостью
- повышенной возбудимостью и нервностью
Критерием невроза является появление не одной такой черты, а сочетание нескольких таких черт.
Содержание эмоциональных переживаний определяет форму невротических состояний. Часто у детей возникают различные страхи, которые особенно характерны для старшего дошкольного возраста. Они отражают возросшее понимание опасности и осознание конечности жизни. Астения у детей сопровождается переживаниями собственной неполноценности, беззащитности и одиночества или некритичным преувеличением требований к себе и окружающим. Депрессия у детей имеет вид подавленности, эмоциональной заторможенности, грусти. Истерические состояния обращают на себя внимание несоответствием между разнообразными телесными и даже двигательными нарушениями и отношением к ним ребенка, отсутствием адекватной на них реакции.
Проявление реакций
Первое время невротические реакции не сопровождаются заметными нарушениями поведения. У таких детей взрослые лишь отмечают заострение некоторых черт характера, ранее присущих ребенку. Но при отсутствии помощи или при неправильном педагогическом и воспитательном подходе происходит утяжеление состояния. Это проявляется повышением раздражительности и утомляемости. Появляются протестные реакции, своеобразные истерики, сопротивление приему пищи, одеванию, умыванию. Отмечаются фантазирование, обмана, воровство, внешне немотивированные проказы. Ребенок наносит себе повреждения в виде расчесов, трихотилломании и трихотиллофагии. Он может отказываться от посещения школы, становится склонным к уединению и выбирает одного человека или животного в качестве партнера для общения. Наиболее выраженные трудности в поведении наблюдаются в случаях возбудимого варианта астенического синдрома или синдрома раздражительной слабости. Это связано с повышенной раздражительностью, двигательной расторможенностью, двигательной расторможенностью, неусидчивостью и нарушениями активного внимания.
Критерии различий неврозов и психопатий | |||
Сфера отграничения | Невроз | Психопатия | |
1 | Наследственность | Незначима | Предопределяющая |
2 | Патологические изменения характера | Парциальные (отдельные черты) или отсутствуют | Тотальные (патологический склад личности в целом) черты |
3 | Расторможенность | Отсутствует | Выражена |
4 | Конфликтность в сочетании с агрессивностью и жестокостью | Отсутствует | Часто встречается |
5 | Чувство вины и стыда | Выражена | Отсутствует (эгоизм) |
6 | Устойчивость проявлений | Обратимое в результате благоприятного изменения обстоятельств и лечения | Относительная необратимость и устойчивость |
7 | Отношение к оказанию помощи и лечению | Положительное, поиск помощи | Часто отрицательное, негативное и отказ |
Соматические нарушения могут сопровождать эмоциональные расстройства или в течении длительного времени оставаться на первом плане жалоб ребенка и внимания родителей. По сути, эти нарушения являются функциональными, они возникают в связи с длительностью практически всех органов и систем организма. Очень редко они имеют упорный и стабильный характер, чаще же их проявления нестабильны как по интенсивности, так и во времени. Ипохондрия – болезненное внимание к своему здоровью, котрое часто встречается у взрослых, почти не наблюдается при неврозах детского возраста за исключением случаев мнмтельности, внушенной родителем.
Разграничение невротических нарушений и невропатий обычно не составляет особых трудностей, если консультант имеет полные сведения о периоде раннего развития ребенка. Большие проблемы вызывает дифференцирование этих расстройств с психопатией и патохарактерологическим развитием. Основные критерии различий неврозов и психопатий представлены выше в таблице.
Психофизический инфантилизм
Встречаются дети, у которых не имеется тяжелых поражений речи, нет слуховых или зрительных нарушений, не обнаруживается слабоумия, асоциального поведения, не отмечается длительных пропусков занятий, но несмотря на это, они испытывают большие затруднения в учебе. К этой категории относится сборная группа детей с так называемыми задержками психического развития. Выделяют ряд ее клинических вариантов:
- Психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте.
- Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности.
- Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями.
- Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
При всех этих вариантах задержки развития относятся к тем видам нарушений, при которых задержка самого темпа развития носит первичный характер. Они возникают в связи с воздействием внешних вредоносных факторов. Однако, это приводит лишь к нарушению темпа развития детей, что подтверждается обратимостью нарушений. Таким образом, аномалия определяется, задержкой развития наиболее поздно созревающих в онтогенезе, но наиболее молодых в эволюционном отношении, отделов нервной системы.
М. Г. Медведев «Основы патопсихологии периода развития»