Проблемы с сенсорным восприятием

Как распознать проблемы с сенсорным восприятием у детей?

Сенсорное воспитание детей – процесс многогранный и сложный. Иногда на пути становления навыков такого рода перед детьми и их родителями встают неожиданные препятствия. Для того, чтобы помочь своему ребёнку преодолеть трудности с сенсорным восприятием сенсорной информации, необходимо понимать, с какого рода трудностями мы имеем дело. В этой статье мы расскажем, каким образом можно распознать эти проблемы и понять, с чем конкретно мы имеем дело.

Детям часто навешивают ярлыки, называя их «плохими», «странными», «не в меру активными» и т.д. На самом деле, причина плохого поведения, гиперактивности и дефицита внимания может крыться в особенностях обработки ребёнком сенсорной информации, поступающей извне. И на начальном этапе необходимо понять, что делает ребёнок с такого рода информацией: может быть, что он недостаточно её обрабатывает, либо, наоборот, «переобрабатывает» (появляется так называемая гиперчувствительность).

В последнем случае мозг, вместо того чтобы адаптироваться к информации извне, либо игнорировать её, начинает «зацикливаться» и постоянно посылает сигналы о ней дальше в органы. Например, когда ребёнок нервничает из-за бирки на футболке, происходит излишняя обработка сенсорной информации. Мозг постоянно напоминает ребёнку, что бирка трётся о шею. И этот сигнал повторяется снова и снова. В результате ребёнок расстроен, да и мама в шоке.

Напротив, когда мозг, кажется, даже не замечает ощущения, приходящие извне, то происходит недостаточная их обработка. Как это может проявляться в поведении ребёнка? Он может долго крутиться, и при этом у него даже не закружится голова. Кажется, что ребёнок способен кружиться постоянно. Дети, как известно, постоянно находятся в поиске ощущений. Однако, если их мозг «не замечает» эту информацию, то дети стремятся испытать это ощущение снова и снова. В результате такой недостаточности обработки информации людям кажется, что ребёнок их совсем не слушается. Именно таких детей часто называют «дикими», «плохими» и «чрезмерно активными», хотя всему виной – их мозг, который попросту «не замечает» ощущения, приходящие извне. Следует избегать таких ярлыков, поскольку дети не в ответе за особенности своего мозга. Конечно, генетические особенности, преждевременные роды, а также плохая экология могут на это влиять, хотя и не всегда причина в этом. Учёные до сих пор спорят, в чём может быть причина таких особенностей. Теперь, когда мы немного разобрались в особенностях  и сложностях связанных с сенсорным восприятием, можно обратить внимание на поведение собственного ребёнка и понять его нужды.

Потребности ребенка

Гиперчувствительность, или избегание, проявляется, когда ребёнок бурно реагирует на какое-либо ощущение (зрительное, слуховое, тактильное и т.д.). К примеру, ребёнку может быть сложно при ярком освещении, на солнце. Он может избегать каких-либо громких звуков, музыки, электрических сушилок для рук. Иногда ребёнку могут не нравиться запахи вокруг, либо он может уделять им слишком много внимания. Такой ребёнок может быть избирателен в еде. Что касается тактильных ощущений, то ребёнку может не нравиться, например, ходьба босиком по траве или рисование руками. Он может избегать качелей, наклона головы при мытье волос и пр.

Если мозг ребёнка недостаточно обрабатывает сенсорную информацию, то мы наблюдаем противоположную картину. К примеру, ребёнок может подолгу смотреть на яркие огни, вентиляторы, постоянно шумит, всё нюхает, непрерывно бегает, крутится, прыгает и врезается в мебель и других людей. Однако бывает и такое, что ребёнок одновременно демонстрирует и недостаточность, и гиперчувствительность при обработке информации извне. Например, ребёнок не любит беспорядок, но, тем не менее, ведёт себя, как слон в посудной лавке.

Выявление особенностей

Итак, как же определить, есть ли такие особенности у ребёнка? Во-первых, стоит понаблюдать за ним. Не с точки зрения родителя, уставшего от постоянной беготни и бардака, а с точки зрения постороннего человека. Что вы видите в поведении ребёнка? Во-вторых, экспериментируйте. Если не совсем уверены, создайте для ребёнка подходящую среду. Предложите ему порисовать руками, покачайтесь на качелях, покатайтесь с горки, включите громкую музыку. И наблюдайте за ответом ребёнка. И третье: просто спросите ребёнка, что ему нравится, а что не очень. Дети уже с двухлетнего возраста способны озвучивать свои предпочтения, нужно просто их выслушать. К примеру, можно спросить, почему ребёнку не нравится кататься на качелях, либо как он себя чувствует, когда постоянно бегает, сложно ли ему остановиться. Ребёнок может дать много ценной информации.

Иными словами, слушайте своих детей, наблюдайте за ними! Полученная информация может многое изменить в ваших отношениях только в лучшую сторону и разнообразит сенсорное воспитание детей.

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *