
Примеры занятий в сенсорной комнате
Сенсорная комната (СК) помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье взрослых и детей. Очень важны примеры занятий в сенсорной комнате для эффективной работы с ее посетителями.
Комната оборудована по особому проекту специалистов. Занимаясь дизайном помещения, мы учитывали силу цвета, поскольку цветовая гамма оказывает значительное воздействие: на подсознательном уровне мы чувствуем энергетику того или иного цвета.
В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»). Детей и взрослых охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето-, цвето-, звуко- и ароматерапия воздействуют на состояние человека через соответствующие органы чувств.
Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:
- Вводная (ритуал приветствия, разминка)
- Основная (релаксация, игра)
- Завершающая (подведение итогов, ритуал прощания)
Организация работы
Цель: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок
- создание положительного эмоционального состояния
- формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела
- облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло
- формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии
- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей)
- развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей)
Количественный состав группы: до 5 человек или индивидуально.
Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.
Принцип комплектования группы: добровольное участие.
Метод работы: релаксация.
Методики работы:
- цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света)
- звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки)
- ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека)
Структура занятия:
- Ритуал приветствия
- Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление
- Входящая диагностика (наблюдение; беседа)
- Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация)
- Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты)
- Выходящая диагностика (наблюдение, беседа)
- Обобщение
- Ритуал прощания
Требования к педагогу-психологу, работающему в сенсорной комнате:
- Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты)
- Наличие знаний и опыта работы
- Доброжелательность, открытость
Примеры используемого оборудования:
- Пузырьковая колонна
- Мягкое основание для колонны
- Комплект зеркал для колонны
- Набор СD для релаксации
- Фонтан водный (настольный)
- Пучок фиброоптических волокон
- Источник света к фибероптическому волокну
- Панель Бесконечность
- Проектор неба Laser Stars
- Зеркальный шар с приводом D25
- Источник света для зеркального шара
- Сухой бассейн 150 x 150 см
- Шарики для сухого бассейна
- Мягкие маты на пол и стены
Оценка эффективности работы:
По результатам наблюдений педагога, педагога-психолога, врача.
Предполагаемый результат: приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, формировать умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния расслабления.
Игры и упражнения
«На космическом корабле»
Выполняется с использованием настенного интерактивного панно «Бесконечность».
Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.
Ход упражнения: предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший круг, а затем на отдаленный.
После упражнения, предлагается посмотреть на остальное оборудование, которое находится в сенсорной комнате, опросить у присутствующих, что они ощущают, находясь в этой комнате, какие появляются эмоции, что им больше нравится.
«На Северный полюс»
Цель: формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
Ход упражнения: взрослые или дети удобно располагаются в креслах или на мате закрывают глаза.
Далее говорится, что сейчас все отправятся в полет, где смогут полюбоваться звездами и дотронуться до них рукой. Включается проектор неба «Laser Stars», взрослые или дети открывают глаза и любуются звездами; идет обсуждение.
«Мысленная картина»
Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны, проектора неба «Laser Stars»
Цель: создание хорошего настроения; эмоциональное расслабление.
Ход упражнения: предлагается посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну, закрыть глаза и попытаться удержать увиденное в памяти, далее предлагается, описать свои ощущения от увиденного, после того, как каждый из присутствующих опишет свои ощущения, предлагается, подойти к колонне, потрогать ее и представить, что это живой фонтан и так же описать свои ощущения, эмоции, которые появляются.
«Писатели звездных историй»
Цель: развитие коммуникации группы; раскрепощение; воображения; мышечное расслабление.
Ход упражнения: предлагается расположиться полукругом, сидя в креслах-пуфиках напротив звездного панно, и разделиться на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальней планете, галактике и т. д., при этом объект заранее выбирается на проектируемом изображении.
«Звездочеты»
Для игры используется проектора неба «Laser Stars»
Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации.
Ход упражнения: предлагается представить, что сенсорная комната, это открытый космос, где каждый может найти и выбрать свою звезду, после того как выполнится упражнение, каждый желающий, говорит о своих ощущениях.
«Коса»
Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.
Ход упражнения: это упражнение выполняется с помощью фонтана водного (настольного) и пучка фибероптических волокон с боковым свечением.
Взрослые или дети устраиваются рядом с этими приборами и слушая шум воды, перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.
«Золотая рыбка»
Цель: сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.
Ход упражнения: для игры используется воздушно-пузырьковая колонна с рыбками. Взрослые или дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.
«Что я чувствую, когда слушаю музыку»
Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства, эмоциональное расслабление.
Ход упражнения: взрослым или детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и мате, послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.
«Солнечные зайчики»
Цель: мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета.
Ход упражнения: включается зеркальный шар (взрослые и дети находятся в спокойном состоянии), который рассеивает на полу разного цвета блики (зайчики). Находящимся в комнате, предлагается понаблюдать за бликами. Каждое упражнение или игра сопровождаются легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма. Колонки музыкального центра должны располагаться так, чтобы звук равномерно распространялся по комнате.
Сенсорная комната (СК) помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды.