
Программа развивающих занятий
Данная программа развивающих занятий является примерной и демонстрирует свои задачи, методы и цели, а также варианты упражнений, которые можно применять на занятиях в сенсорной комнате с детьми дошкольного возраста. Каждый педагог, работающий с детьми в дошкольном образовательном учреждении, в котором есть сенсорная комната, может создавать свои игры, задания и упражнения, причём их разнообразие всегда ограничивается лишь фантазией воспитателя. Частота занятий определяется специалистом, но обычно 2 раза в неделю. Длительность занятия – 30-40 минут. Проводится индивидуально или в небольших группах.
Любая рабочая программа занятий в сенсорной комнате имеет множество задач, в том числе: расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, а также стимулирование познания детьми окружающего мира, достижение физической активности либо же, наоборот, расслабление. Среди методов работы по сенсорному воспитанию детей в ДОУ выделяются такие, как: игры (в том числе и ролевые), дыхательные и расслабляющие упражнения, пескотерапия, ароматерапия, сказкотерапия и многие другие.
Занятия в сенсорной комнате развивают чувственный опыт дошкольников по всем направлениям. Занимаясь с ребёнком в сенсорном пространстве хотя бы раз в неделю, удаётся снять психоэмоциональное напряжение, воспитанник учится расслабляться, контролировать своё тело, дыхание, приобретает уверенность в себе. Дети учатся оказывать друг другу всяческую поддержку, общаться, избавляются от агрессии по отношению к сверстникам. Детям становится легче удерживать своё внимание (что немаловажно для подготовки к школе), они успешно развивают координацию движений, моторные функции, мышление, воображение, память, умственные способности, а также восприятие.
В сенсорной комнате происходит всестороннее сенсорное развитие детей. Такое пространство является для них просто идеальным, поскольку там они могут расслабиться и поисследовать окружающий мир, получить новый чувственный опыт, а также зарядиться энергией для новых свершений.
Пространство Снузелен наполнено особым оборудованием, с которым безопасно играть даже самым младшим воспитанникам. Обычно это такие приборы и предметы, как: пузырьковые колонны, интерактивные панели, фибероптические волокна, сухой бассейн и душ, различные панно, небьющиеся зеркала, а также мягкие модули разнообразной конфигурации.
Структура занятия
Структура любого занятия обычно строится по похожей модели:
- приветствие и начало занятия (ритуал);
- различные игровые задания и упражнения;
- упражнения на релаксацию, которые помогают детям снять напряжение (и в эмоциональном, и в физическом плане), а также плавно подводят их к концу занятия;
- окончание занятия (ритуал).
В зависимости от цели занятия в сенсорной комнате его содержание может быть разным. Педагог подбирает упражнения для каждого случая, например, для работы с гиперактивными детьми не подойдут упражнения, в которых нужно много прыгать, а для детей малоактивных не рекомендуется большое количество упражнений на расслабление. Если ребёнок чего-то боится, для него подбираются игры и рассказы, призванные побороть его страхи, если же он испытывает психоэмоциональное напряжение, то для него будут очень полезны релаксационные упражнения.
Пример занятия
Ниже приведём пример занятия в сенсорном пространстве, имеющий своей конечной целью стабильное эмоциональное состояние воспитанников.
- Ритуал приветствия.
- Подвижная игра «Следуй за мной» (ходьба друг за другом босиком по сенсорным дорожкам).
- Упражнение «Найди меня» (ведущий прячет предмет в сухом бассейне с шариками. Задача игроков – найти его за определённое время).
- Игра с песочным столом «Нарисуй погоду» (участники вместе изображают на песке погоду за окном, по очереди добавляя по одной детали к рисунку).
- Игровое упражнение «Поймай воздух» (дети рассаживаются вокруг пузырьковой колонны и, стараясь не двигать головой, внимательно следят за пузырьками воздуха, бегущими внутри неё).
- Упражнение «Косичка» (дети плетут «косички» из пучков фибероптических волокон).
- Упражнение на расслабление «В лесу» (дети лежат на мягких модулях, в креслах-мешках, гамаках и делают дыхательные упражнения под особое музыкально сопровождение – пение лесных птиц).
- Окончание занятия (ритуал).
Сенсорное развитие детей – важнейшая составляющая правильного воспитания. Занятия в сенсорной комнате – немаловажная часть дошкольного образования, которая позволяет качественно улучшить подготовку детей к непростому школьному периоду. Занятия в таком пространстве должны иметь чёткую структуру, что позволяет добиваться наилучших результатов. Попадая в сенсорную комнату, любой ребёнок оказывается в безопасности, в атмосфере сказки и волшебства, что позволяет установить доверительные отношения с воспитателем, а, следовательно, добиться желаемого положительного эффекта.