
Организация сенсорной комнаты в ДОУ
В настоящей статье речь пойдёт о том, как происходит организация сенсорной комнаты в ДОУ, а также о преимуществах занятий в такой комнате в дошкольном учреждении. Детскими психологами доказано, что развитие ребёнка можно назвать всесторонним только в том случае, если задействованы все его органы чувств: зрение, осязание, вкус, а также слух и обоняние. Полноценное развитие всех органов восприятия ребёнка, в свою очередь, имеет влияние на правильное произношение и грамотную речь, на тренировку внимательности, мышления, памяти, а также развитие мышечной ткани.
На данный момент организация сенсорных комнат в ДОУ является вопросом весьма актуальным, поскольку развитие разносторонней и гармоничной личности сегодня – очень важная задача. К тому же, что немаловажно, к занятиям в сенсорной комнате нужно подходить индивидуально, особенно в случае каких-либо заболеваний.
В нашей стране термин «сенсорная комната» относительно новый, поэтому для множества родителей такая комната является неким загадочным пространством, наполненным непонятными высокотехнологичными приборами. В реальности сенсорное пространство ни в коей мере не заменяет обычную игровую комнату в детском саду, оно является отдельной системой развития чувственного восприятия воспитанников и существует параллельно с общепринятыми, традиционными методиками воспитания дошкольников и развивающих занятий с ними.
Оснащение сенсорной комнаты
Детские сенсорные комнаты для дошкольных учреждений обычно оснащаются оборудованием, призванным развивать сенсорику детей (органы чувственного восприятия), а также способствующим их психологической разгрузке. Как правило, в сенсорной среде устанавливают следующие приборы:
- пузырьковые колонны (стимуляция органов зрения, осязания, достижение чувства равновесия и развитие внимательности);
- развивающие панели (стимуляция слуха и зрения, развитие фантазии и воображения);
- пучки фиброоптических волокон (безопасное волокно, которое не нагревается; способствует развитию внимания);
- тактильные панели (развитие моторики, активизация деятельности мозга);
- сухой душ и сухой бассейн (для релаксации, развития мышц, а также для проведения развивающих игр);
- мягкие модули различной конфигурации (мягкие модули для детского сада призваны обеспечить безопасность и чувство комфорта для малышей);
- увлажнители воздуха и ионизаторы;
- музыкальные системы, зеркальные шары;
- приборы для ароматерапии.
Готовые комплекты для ДОУ
В сенсорной комнате, организованной в ДОУ, должен присутствовать набор оборудования и приборов, необходимых для всестороннего, комплексного воздействия на органы чувственного восприятия детей. Необходимо только помнить, что разные наборы стимулов производят разный эффект (от расслабляющего, до тонизирующего) и с этой точки зрения индивидуально подходить к работе с разными детьми, именно поэтому так важна правильная организация сенсорной комнаты в ДОУ.
При работе с младшими и старшими возрастными группами сенсорная комната в ДОУ используется для разных целей. В возрасте 1-3 лет в сенсорной комнате проводятся занятия на развитие моторики, внимания, координации, обогащение речи. В возрасте 3-6 лет комната будет полезна для развития логики, воображения, мышления и памяти; она будет стимулировать мотивацию к познавательной деятельности и обучению, а также поможет выработать устойчивость к нагрузкам и стрессам.
Если в дошкольном учреждении имеется сенсорная комната, то это несомненный плюс. Эта поистине волшебная комната поможет детям во всестороннем и гармоничном развитии, подготовит их к школе, где, как известно, детей ждёт большая нагрузка. В более позднем возрасте также можно заниматься в сенсорной комнате, что принесёт несомненную пользу для психического и физического здоровья ребёнка.