Обустройство пространства для детей с ОВ

Обустройство сенсорного пространства для детей с ограниченными возможностями

Сенсорная комната – универсальное пространство, в котором каждому ребёнку найдётся место. Сюда могут прийти не только дети, не имеющие проблем со здоровьем, но и дети, чьи возможности ограничены в силу различных обстоятельств. Зачем необходимо обустройство сенсорного пространства для детей с ограниченными возможностями?

В этом случае занятия в сенсорной комнате становятся не просто важным средством профилактики различных негативных состояний, но также оказывают то самое целебное воздействие, которое создаёт положительные эмоции, снижая тем самым уровень тревожности, агрессивности и нервного напряжения. Сенсорная комната не является обычной комнатой для игр, здесь не проводят свободное время. В таком пространстве дети выполняют специально подобранные для них упражнения и играют в игры, способствующие развитию органов чувств, а также творческой деятельности.

Функции сенсорного пространства

Сенсорная комната для детей с ограниченными возможностями выполняет следующие функции:

  • здесь осуществляется деятельность по развитию сенсорных и моторных навыков, а также по коррекции уже имеющихся нарушений двигательных, сенсорных и психических функций организма;
  • в сенсорном пространстве дети выполняют специальные упражнения, направленные на релаксацию, что помогает снять накопившееся напряжение, снизить тревожность и утомляемость.

При работе в сенсорной комнате для детей-инвалидов обязательно следует применять индивидуальный подход, ведь все дети, как и их диагнозы, разные, поэтому для эффективной работы специалист, проводящий занятия, должен внимательно следить за состоянием, реакцией и эмоциями каждого ребёнка. Необходимо также составить индивидуальный план занятий с каждым ребёнком, где учитываются такие факторы, как возраст детей, продолжительность занятий, а также фиксируется динамика развития умений и навыков, все изменения в эмоциональной сфере ребёнка.

В самом начале работы крайне важно установить контакт с ребёнком, ведь что может быть менее результативным, чем несовместимость в совместной работе?

Обустройство сенсорного пространства для детей-инвалидов может быть самым разнообразным. Необходимо только учитывать некоторые особенности организации сенсорной комнаты для детей с ограниченными возможностями.

Принципы обустройства

Во-первых, это наличие в комнате мягкой среды. Это различные пуфы, уголки, кресла-мешки, сделанные из лёгких, мягких и приятных на ощупь материалов. Именно такая среда даёт так необходимое ребёнку чувство безопасности, комфорта, успокоения и расслабленности. Мягкие модули в сенсорном пространстве, да и стены помещения в том числе, должны быть выдержаны в спокойных пастельных оттенках, чтобы не создавать чувство динамики, веселья и агрессивности (а на это способны многие яркие расцветки).

Во-вторых, музыкальное сопровождение во время занятий также будет играть немаловажную роль. Необходимо подобрать спокойные музыкальные композиции или, например, звуки природы, которые будут задавать тон занятиям.

В-третьих, в зависимости от диагноза ребёнка, необходимо правильно подобрать и световые эффекты. К примеру, мягкие переходы и переливы света обладают успокаивающим воздействием на психику человека, в то время как яркие световые эффекты и акценты способны привлечь внимание и стимулировать познавательную деятельность. Такое оборудование как, например, зеркальный шар, и вовсе не рекомендуют использовать при работе с легковозбудимыми детьми, а также с детьми с аутизмом, так как яркие движущиеся световые пятна могут спровоцировать приступы агрессии.

Также важно предусмотреть и стимуляцию обонятельных рецепторов ребёнка, то есть, применять на занятиях ароматерапию. Подбирать эфирные масла также необходимо индивидуально, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка, а также аллергии. Масла обладают различными свойствами: например, бактерицидным эффектом, расслабляют активных детей и стимулируют заторможенных.

В сенсорной комнате для детей-инвалидов очень часто применяется такое оборудование, как световой стол для песочной терапии, занятия с которым стимулируют тактильные ощущения пальцев, способствуют развитию речи и успокаивают. Также с успехом применяются такие виды работы, как сказкотерапия, лепка, куклотерапия, а также множество разнообразных сенсорных игр.

Стоит также отметить, что в сенсорной комнате для детей с ограниченными возможностями на занятиях возможно присутствие родителей, что помогает ребёнку почувствовать ещё больший комфорт при работе, а родителям позволяет отслеживать прогресс ребёнка.

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *