Нарушения слуха

Нарушения слуха

Нарушения слуха могут быть врождёнными или приобретёнными. Дети с нарушением слуха воспринимают окружающий мир совершенно иначе, нежели те дети, у которых со слухом всё в порядке. Если какая-либо функция организма (в данном случае – слух) нарушена, то происходит так называемая компенсация: запускается процесс возникновения новых функций организма взамен нарушенной. Недоразвитые или же утраченные функции организма замещаются усилением или перестройкой тех функций, которые сохранились и не зависят от утраченной. Иными словами, организм, как достаточно гибкая система, способен адаптироваться к новым условиям. У детей с нарушением слуха может быть сильнее развито зрение, обоняние или любое другое чувство. Такого рода компенсация становится возможной при условии целенаправленного развития того же зрения, осязания, обоняния и т. д. Коррекционная работа с такими детьми направлена как раз на это. Педагогам-психологам при составлении обучающей программы нужно ориентироваться на поэтапное развитие ребёнка, смену его ведущей деятельности, а также индивидуальные особенности развития.

Посещение сенсорной комнаты

Занятия в сенсорной комнате являются важной составляющей коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте; они повышают эффективность уже проводимого лечения. Разнообразие видов работы, которые применяются для развития ребёнка с нарушением слуха (и не только для таких детей), поражает. Это психологические, психотерапевтические, образовательные, общеукрепляющие, общеразвивающие, коррекционные занятия с дошкольниками, младшими школьниками, а также подростками. В сенсорной комнате создаётся особенная доброжелательная атмосфера; применяется многофункциональное интерактивное оборудование для комплексного действия на все рецепторы. Это позволяет оказывать на пациентов разнонаправленное воздействие, в зависимости от их индивидуальных особенностей: оно может быть как расслабляющим, так и тонизирующим. Поэтому занятия в сенсорном пространстве помогают пациентам и расслабиться и, при необходимости, стимулировать различные функции их центральной нервной системы, что в свою очередь оказывает положительное влияние на нарушения слуха.

Коррекция нарушений в сенсорной комнате

К занятиям в сенсорной комнате есть несколько требований: они должны носить систематический характер и длиться 40-50 минут. При разработке коррекционной программы следует применять индивидуальный подход. Это будет способствовать достижению следующих целей:

  • развитие остальных органов чувств в целях компенсации утерянной или нарушенной слуховой функции;
  • нормализация эмоционального фона и психологического состояния;
  • исправление нарушений волевой сферы, стимуляция познавательной активности;
  • развитие мышц, мелкой и общей моторики, работа с двигательными нарушениями;
  • преодоление сложных жизненных ситуаций и возрастных кризисов.

Предметы и оборудование, которые используются в сенсорной среде для развития ребёнка с нарушением слуха, разнообразны. Это удобные кресла-мешки (для комфортного размещения в них), сухой душ и сухой бассейн (развитие тактильного восприятия, релаксация, тренировка мышц и отработка движений), вращающийся зеркальный шар (развитие зрительных рецепторов, фантазии, концентрации внимания), пузырьковые колонны (помогают развивать зрительные и тактильные рецепторы). Мягкие модули и напольные покрытия (маты) дополнительно создают ощущение безопасности и комфорта. Дети с нарушением слуха могут осознать, что находятся в волшебном пространстве, стимулирующем воображение, а также игровую и познавательную деятельность.

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *