Методика Монтессори в сенсорной комнате

Методика Монтессори

Мария Монтессори, основоположница одноимённой системы воспитания, придерживалась мнения, что грамотное и ответственное отношение педагога к своей работе может помочь детям с ограниченными возможностями здоровья лучше, чем лекарства. Эта догадка способствовала созданию Марией Монтессори специальной методики (Методика Монтессори), которая опиралась на развивающую среду. Развитие тактильной восприимчивости – первое, на что обращала внимание педагог при работе с особыми детьми. Нужно было адаптировать таких ребят к жизни в обществе.

Однако стоит заметить, что система Монтессори и поныне с успехом применяется не только для развития детей с ОВЗ, но и в работе со здоровыми детьми. Эту методику с успехом можно подстраивать под индивидуальные особенности и потребности любого ребёнка.

Самостоятельность – это то, что развивает методика Монтессори в ребёнке. Согласно данной системе воспитания, взрослому лишь требуется направлять своего ребёнка и подсказывать ему, когда его об этом попросят. Раскрытие потенциала каждого ребёнка, развитие в нём желания трудиться, самостоятельной инициативы к действиям – это то, что, по мнению Монтессори, нужно воспитывать в детях. Главный критерий здесь – это помощь ребёнку в том, чтобы он всё делал самостоятельно.

Детская сенсорная комната Монтессори

Педагогика Монтессори способна правильно функционировать только при наличии специальной развивающей среды. Оборудование и мебель для такого пространства должны быть подобраны с учётом возраста и индивидуальных особенностей малыша. В сенсорной комнате это сделать легко, поскольку здесь предоставляется полная свобода действий; ребёнок может даже с лёгкостью переставлять мягкие модули и предметы. Моторика ребёнка при этом отлично развивается. Такое помещение также должно быть очень светлым. Это достигается с помощью различного светового оборудования, излучающего мягкий свет, и о которое невозможно обжечься, что очень важно при работе с детьми. Это световые панели различной конфигурации, пузырьковые колонны, фонтаны…

Эстетика и элегантность интерьера также обеспечивается правильно подобранным цветовым решением. Это одни из ключевых моментов для педагогики Монтессори и несомненные преимущества сенсорных комнат. Все предметы и оборудование для занятий в таком помещении должны находиться на доступном для ребёнка уровне, чтобы он мог без труда дотянуться до них. Детская сенсорная комната, оборудованная для занятий по методике Монтессори, способствует развитию общения и сотрудничества между детьми, поскольку ребята должны договариваться друг с другом, обмениваться предметами, игрушками и материалами для игры, всех экземпляров которых в комнате должно быть по одному. Таким образом, формируются навыки заботы об окружающих.

Практическое применение

Зонирование развивающей среды в детской сенсорной комнате – немаловажный фактор, определяющий эффективность занятий по методике Монтессори.Нужно выделить несколько зон для всестороннего развития личности ребёнка. Это такие пространства, как:

  • практическая зона (тренировка умений ухаживать за собой, общения со сверстниками, отработка разных способов передвижения);
  • сенсорная зона (развитие органов чувств);
  • языковая зона (развитие речи ребёнка);
  • математическая зона (сравнение предметов между собой, их измерение);
  • космическая зона (получение знаний об окружающем мире);
  • гимнастическая зона (спортивно-оздоровительные занятия).

Соответствующие развивающие материалы и предметы используются для каждой из таких зон. Главный критерий – они должны быть безопасными и, по возможности, выполненными из натуральных материалов. Занятия в детской сенсорной комнате по методике Монтессори проводятся как индивидуально, так и в группах.

Актуальность методики

Методика Монтессори была разработана достаточно давно, но не утрачивает своей актуальности и с успехом применяется и по сей день. В контексте сенсорной комнаты с её современным оборудованием педагогика Монтессори обретает второе дыхание и становится более совершенной и современной. Мария Монтессори в работе с детьми применяла те же принципы и методы, основанные на сотрудничестве и взаимоуважении, создании комфортной обстановки, которые также стоят в основе всей работы с детьми в сенсорной комнате. При этом прогресс не стоит на месте и уже сегодня для занятий с детьми по методике Монтессори применяются просто фантастические на первый взгляд предметы и оборудование, без которых просто немыслимо создание развивающего пространства Снузелен. Сенсорная комната, оборудованная по методике Монтессори – сочетание традиций и современного оборудования, с помощью которого можно достичь просто ошеломляющих успехов в раннем развитии детей.

Поделиться

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *