Метод TEACCH

Метод TEACCH

Метод TEACCH был разработан исследователями, которые искали более эффективный и комплексный подход к оказанию помощи лицам с расстройствами аутистического спектра (РАС). TEACCH является научно обоснованной академической программой, в основу которой положена идея о том, что аутичные люди в большинстве своём являются визуалами.  В связи с этим специалистам, работающим с лицами с аутизмом, следует соответствующим образом адаптировать свой стиль обучения и стратегию поведения. Метод TEACCH представляет собой структурированную программу, которая помогает людям с РАС учиться, жить в обществе и достигать своих целей.

Краткая история метода

Аутизм является нарушением развития, которое сохраняется на всю жизнь и влияет на поведение и общение человека с окружающими. Большинство людей с аутизмом осваивают речь и живут в обществе в соответствии с социальными нормами. У людей с аутизмом может отсутствовать социальная осведомленность, эмоциональное сопереживание другим и способность поддерживать разговор. В настоящее время существуют различные способы лечения и коррекции аутизма, однако научно обоснованных исследований немного. В конце 1970-х годов в Университете Северной Каролины была сформирована исследовательская программа по лечению и обучению детей с аутизмом и речевыми нарушениями (the Treatment and Education of Autistic and Communication Handicapped Children – TEACCH). Данный метод позволяет создавать структурированные программы для визуального обучения и общения.

Основные принципы метода

Методика TEACCH основывается на пяти основных принципах. Во-первых, его физическая структура относится к непосредственному окружению человека. Ежедневные занятия, такие как, например, игры и прием пищи, ребёнку с аутизмом освоить и понять легче всего, когда они четко ограничены временными и пространственными рамками. Во-вторых, создать последовательный график возможно с помощью различных средств, таких как рисунки и фотографии. В-третьих, такая система работы является предсказуемой для ребёнка с аутизмом и способствует достижению им самостоятельности. Идеальные графики показывают ребёнку цели работы с минимальными письменными инструкциями. В-четвертых, режим необходим, потому что самая важная функциональная поддержка для детей с аутизмом – это последовательность работы. В-пятых, визуальная структура графика включает визуальные подсказки для напоминаний и инструкций.

Таким образом, работа по методу TEACCH – это графики и расписания, чётко структурированные по месту и времени, показывающие цели работы посредством их визуализации. Благодаря таким подсказкам освоение знаний и навыков происходит быстрее и успешнее.

Распространенные заблуждения о TEACCH

Существует много распространенных мифов и неправильных представлений об аутизме и методе TEACCH. Одним из самых распространенных мнений является то, что данная методика эффективна только при работе с детьми. Напротив, метод TEACCH одинаково эффективно действует на лиц с аутизмом любого возраста. Его применение также не ограничено для лиц с нарушениями умственного развития. Метод TEACCH лучше всего работает в автономных классах, например, в сенсорных комнатах, где царит особая, комфортная для пациента атмосфера. В таком помещении создаются отдельные зоны для развития соответствующих навыков (моторики, координации движений, речевой деятельности, социального взаимодействия и т. д.). Однако данный метод можно применять в любом учебном заведении. Многие думают, что программы TEACCH предназначены в основном для развития навыков, но они также отлично способствуют развитию речи. Некоторые родители опасаются, что программы TEACCH изолируют детей с расстройствами аутистического спектра от общества, но на самом деле метод помогает таким детям развивать социальное взаимодействие.

Хотя метод TEACCH основан на научных исследованиях, всё же существуют некоторые ограничения. Существующие исследования эффективности программы TEACCH показывают, что никакого вреда здоровью пациентов он не наносит. Тем не менее, в большинстве исследований отсутствовали контрольные группы, не использовались методы двойного слепого анализа и выборки были небольшими. Специалисты и родители всё же поддерживают методику TEACCH потому, что у большинства лиц, обучавшихся по этой программе, наблюдался прогресс, однако на данный момент не наблюдается чёткой взаимосвязи между положительными изменениями в развитии и применением этой программы. Большинство специалистов склонны считать, что необходимы дальнейшие исследования, однако TEACCH по-прежнему будет востребованной программой, которая предлагает потенциальные преимущества для лиц с расстройствами аутистического спектра.

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *