
Конспекты занятий в сенсорной комнате
Для эффективной работы с детьми, мы подготовили конспекты занятий в сенсорной комнате для специалиста. Важно понимать, что указанные примеры занятий можно видоизменять и корректировать с учетом специфики посетителей сенсорной комнаты, их потребностей, развития и самое главное, целей применения терапии. использование указанного оборудования допускает замену на аналогичное. Полный перечень предлагаемого к работе оборудования для сенсорной комнаты смотрите в нашем каталоге.
Все приведенные занятия имеют следующую структуру:
- ритуал начала занятия
- релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение
- ритуал окончания занятия
Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.
Цели:
- развивать когнитивную сферу детей
- активизировать произвольное внимание, умственные способности
- развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику
- формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо – моторную координацию
- развивать органы чувств и вестибулярный аппарат
- закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи
- развивать коммуникативные навыки
- формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов
- формировать навыки саморегуляции
Материалы и оборудование:
- напольные тактильные дорожки
- сухой бассейн
- балансировочная доска
- мячики-веселки
- аквалампа
- фонтан с водой
- запутанные спиральки
- центр тактильный
- центр спокойных игр
- центр, развивающий активность
- проектор световых эффектов
- зеркальный шар
- легкие квадраты
- мягкое напольное покрытие
- музыкальная система
Ход занятия
Часть 1
Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»:
– Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!»
– А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.)
– А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись «Голоса леса».)
Часть 2
– Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.)
– Что чувствуют ваши ножки?
– А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его.
Часть 3
– Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.)
– Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно.
– Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька).
(Через несколько минут дети меняются местами.)
Часть 4
– Ребята, тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую.
Часть 5
– Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке?
Часть 6
– А по лабиринтам попутешествовать кто хочет?
(По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.)
Часть 7
– Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.)
– Что это?
– Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз.
– А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них – вот так! (Показ.)
(Далее педагог предлагает подбросить платочки несколько раз. Включая аквалампу.)
Часть 8
Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает?
– Какого цвета шарики?
(Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.)
– Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше?
– Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)
Часть 9
– Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу!
Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок).
(Звучит расслабляющая музыка.)
– Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.)
– Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Дышится легко, ровно, глубоко.
– Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
Часть 10
Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками».
– Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!»
Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, – и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.
Цели:
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления
- развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов
- развитие умения передавать ощущения в вербальной форме
- стимуляция поисковой и творческой активности
- создание положительного эмоционального настроя
Материалы и оборудование:
- подсветка «Веселки»
- растение – фонтан
- центр спокойных игр
- двойная спиралька
- центр тактильный
- сухой бассейн
- игра «Легкие квадраты»
Ход занятия
Часть 1
Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие».
– Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите!
Часть 2
– Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра «Комплименты».)
– Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших «веселок» и улыбнемся им так же, как они улыбаются нам.
Часть 3
– Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке?
– Твой герой злой или добрый?
– А что нужно сделать, чтобы он стал добрее?
– Посмотрите на водопад, который сбегает с гор. Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.)
Часть 4
– Переходим на зеленую полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками (двойная и одинарная спиралька). Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе.
Часть 5
– Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему.
Часть 6
Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн):
– А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем.
– А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть.
– А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.)
– Вот и закончилась наша игра.
Часть 7
Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
– Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»
Цели:
- развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания
- развитие конструкторских способностей
- продолжение развития глазомера
- развитие координации «глаза – рука»
- закрепление знания цветов спектра
- снятие эмоционального напряжения
- развитие воображения
Материалы и оборудование:
- Игры «Собери квадрат», «Надень кольцо»
- аквалампа
- мягкое напольное покрытие
- напольные тактильные квадраты
- подсветка «Веселки»
Ход занятия
Часть 1
Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».
Часть 2
– Ребята, мы сейчас пройдем по нашим лесным тропинкам. Сегодня мы будем называть цвет дорожки, по которой проходим. (Напольные сенсорные дорожки.)
Часть 3
– Подойдите к этому столу. Мы будем из частей собирать вот такой квадрат. Будьте внимательны – и у вас все получится. Игра называется «Собери квадрат».
Часть 4
– Теперь поиграем вот с этими игрушками. Игра называется «Надень кольцо». Когда вы надеваете кольцо, то говорите, какого оно цвета. Посмотрим, кто у нас самый меткий, кто быстрее других наденет все кольца (водяные игрушки).
Часть 5
– Мы поиграем в игру «Найди цвет». Я буду показывать цвет, например, красный, а вы – искать в этой комнате все предметы красного цвета. И так мы будем искать, и называть все цвета.
Часть 6
– Теперь ложитесь на наш мягкий диван, повернитесь лицом к волшебному аквариуму и наблюдайте за тем, как в нем меняется вода. Как только вода сменит цвет, вы называете его.
Часть 7
– Перевернитесь все на спинку. Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте – на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце…Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, ручки и ножки. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка ласкают ваше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Мы открываем глаза – мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
Часть 8
Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
– Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»
Цели:
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях
- продолжение обучения умению определять свое настроение
- обучение способам поднятия настроения
- развитие смелости и уверенности в себе, преодоление робости
- саморегуляция психического состояния
Материалы и оборудование:
- зеркало
- колпаки клоунов
- мягкое напольное покрытие
- аквалампа
Ход занятия
Часть 1
Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».
Часть 2
– Давайте представим, что мы с вами – обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, грустную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную.
– Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите свое настроение.
Часть 3
Далее психолог читает стихотворение:
Бывает чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Хорошее настроение.
Часть 4
– А сейчас мы с вами окажемся в цирке. Выйдем на эту зеленую поляну и станем клоунами. Становимся парами, лицом друг к другу. Клоуны справа будут веселыми. Изобразите это настроение на своем лице. А теперь веселые будут стараться развеселить грустных так, чтобы они заулыбались и всем стало весело.
Часть 5
– Теперь клоуны поиграют в игру «Веселая зарядка».
(Звучит бодрая, веселая музыка. Психолог моделирует ситуацию, а дети изображают соответствующие действия.)
– Для того чтобы машина заработала, надо завести мотор.
– Спящий человек похож на выключенную машину.
– Тело устает за день, и ему нужен отдых.
– Но впереди новый день и много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним: включить, «завести» свое тело. Давайте все дружно попрыгаем!
– Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки.
– А теперь вы – упавшие на спину божьи коровки. Удастся ли вам перевернуться на живот без посторонней помощи?
– А сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть – и полетим!
– Тянемся вверх, как жирафы.
– Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.
– А теперь мы – матрешки. Покачаемся из стороны в сторону.
– А ну-ка запустим самолет! Крутим пропеллер изо всех сил.
– Ребята, вы получили большой заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. До новой встречи!
Часть 6
Ритуал окончания занятия.
Цели:
- продолжение развития психических процессов:
- произвольного внимания, его устойчивости и переключаемости
- умственных способностей
- памяти
- воображения
- восприятия
- формирование умения соотносить речевую форму описания предметов с графической
- развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи
- развитие координации «глаз – рука»
- продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения
Материалы и оборудование:
- напольные тактильные квадраты
- центр спокойных игр
- балансировочная доска
- аквалампа
- игра «Легкие квадраты»
- напольное мягкое покрытие
Ход занятия
Часть 1
Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».
Часть 2
– Ребята, давайте пройдем по нашим лесным тропинкам. Идем медленно, не спеша, слушаем пение птиц, журчание ручейка в лесу.
(Звучит аудиозапись «Голоса леса»)
Часть 3
– Выходим с вами на полянку (центр спокойных игр).
– Посмотрите внимательно вот на эту панель, на игрушки и предметы, которые на ней расположены. Каждый из вас выберет себе предмет, но не говорит, что он выбрал. Остальные должны догадаться по описанию, что это, и назвать предмет. (Игра «Опиши предмет».)
Часть 4
– А сейчас мы с вами будем переходить через пропасть по волшебным канатам. Я каждому назову цвет каната, по которому он будет перебираться на противоположную сторону пропасти.
Воспитатель поощряет тех, кто быстрее выполнил задание.
Часть 5
– Продолжим мы свой путь через этот волшебный лес, где через каждые 4 шага времена года сменяются. Идти надо по тем стопам, которые нарисованы, и называть времена года, по которым вы проходите. Не забудьте о том, что спинка должна быть прямой, а руки разведены в стороны.
Часть 6
– А теперь, ребята, ложитесь на наш мягкий диван. Мы будем наблюдать за шариками в волшебной лампе. Каждый выбирает свой цвет шарика и наблюдает за ним (упражнение «Танец шарика»).
Часть 7
Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
– Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»
Г. Г. Колос “Сенсорная комната в дошкольном учреждении” – Практические рекомендации