Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Такое понятие, как инклюзивное образование, знакомо не всем. В данной статье попытаемся раскрыть его значение, преимущества и недостатки.

Понятие инклюзии в школе означает, что каждый ребёнок, вне зависимости от уровня развития его физических или интеллектуальных способностей, должен на равных правах взаимодействовать со своими одноклассниками. Такой подход позволяет раскрыть способности и потенциал каждого ученика.

При этом данная система образования – это не простое размещение детей с ограниченными возможностями развития в одном классе со здоровыми детьми. Эта система должна предусматривать коренные изменения в самом отношении школы к индивидуальным особенностям и потребностям всех детей.

Инклюзия ребёнка подразумевает то, что он сможет участвовать во всём многообразии сторон школьной жизни и при этом будет получать всеобщую поддержку. Со стороны школы необходима слаженная работа всего коллектива, поддержка учеников, использование инновационных и гибких методов обучения, а также наличие этических стандартов.

Каждый ребёнок уникален, он привносит в процесс обучения что-то своё, поэтому странно, когда от всего многообразия личностей учащихся ожидают соответствия жёсткой системе обучения. По этой причине образовательная система в инклюзивной школе должна быть адаптирована к нуждам детей и гибко реагировать на все изменения в учебном процессе.

Подход ко всем учащимся должен быть равным, при этом необходимо учитывать различные способности ученика: культурные, физические, интеллектуальные, а также его таланты. Инклюзия ребёнка подразумевает то, ему предоставляется возможность учиться, взаимодействовать, осуществлять творческий процесс, таким образом, он мотивирован на обучение.

Инклюзия детей с ОВЗ

Инклюзия детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) или инвалидностью подразумевает то, что количество препятствий для обучения таких детей в школе должно быть максимально снижено. В таком случае всем детям (а не отдельным их группам) в инклюзивной школе будет оказана всесторонняя поддержка. Такая среда обучения не ограничивает учащихся, а способствует тому, что каждый из них способен подстраивать эту среду под свои потребности и способности.

Какие же недостатки есть у такой, казалось бы, совершенной системы обучения, доступной для всех детей без исключения? Здесь стоит отметить, что недостатки возникают, когда делаются попытки внедрить систему инклюзивного образования на базе обычной общеобразовательной школы. Следующие особенности обычной школы не позволяют в полной мере реализовать возможности инклюзии:

  • образовательные стандарты фиксированы;
  • потребности детей с инвалидностью не удовлетворяются в полной мере;
  • педагогический коллектив недостаточно подготовлен в информационном и эмоциональном плане;
  • не все школы оснащены должным образом;
  • не все педагоги обладают навыками работы с детьми с ОВЗ или инвалидностью.

Идеальная ситуация – когда инклюзивное образование вообще лишено минусов. Однако, на данный момент внедрение инклюзивного образования в отечественные школы осуществляется в порядке эксперимента. А, поскольку эксперименты всегда имеют свои плюсы и минусы, то стоит отметить, что на данный момент в нашей стране инклюзивное образование находится на стадии развития. В первую очередь, правительство уделяет внимание развитию законодательной базы, Федерального государственного образовательного стандарта, а также разработке уникальных образовательных программ. Ещё одно необходимое условие полноценного функционирования инклюзивного образования в России – соответствующая и разносторонняя подготовка педагогического состава.

Невзирая на имеющиеся проблемы, инклюзивное обучение для учащихся с ОВЗ и инвалидностью – это уникальная возможность открыть для себя всю широту мира, которая находится за пределами спецшкол, социализироваться и полноценно адаптироваться в той среде, которая их окружает.

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *