Игровая терапия для детей

Игровая терапия для детей

Игра – один из основных способов познания мира, развития интеллекта, физических данных и становления собственного «я», который активно используют дети. Это происходит в интересной для ребёнка форме, при этом никто не принуждает его выполнять такой вид деятельности. Неудивительно, что однажды настал момент, когда психологи задумались о том, что игру можно с успехом использовать как метод коррекции поведения детей. Игровая терапия как метод впервые был внедрен Зигмундом Фрейдом. В основу его работы была положена мысль о том, что ребёнок может выражать свои опасения и переживания посредством игры. В середине 40-х гг. XX века данная методика стала популярной и до сих пор не теряет своей актуальности, поскольку даёт положительные результаты при работе с людьми всех возрастов.

Игровая терапия для детей имеет в своей основе несколько целей:

  • коррекция небольших отклонений в поведении;
  • психотерапия, направленная на борьбу со страхами ребёнка, его тревожностью, а также с проблемами психоэмоционального характера;
  • всестороннее развитие детей, не только имеющих какие-либо отклонения в поведении и психике, но также и работа со здоровыми детьми. При этом психолог помогает развить конкретные навыки и раскрыть потенциал ребёнка.

Специалисты

Существуют специалисты, направление работы которых – детская психотерапия посредством игры. Они называются игротерапевтами. От них зависит очень многое в процессе «лечения»: они должны уметь подмечать те ситуации, когда ребёнок в процессе игры проявляет все свои страхи и тревоги. Ведь не секрет, что маленькие дети зачастую просто не могут прямо рассказать о своих переживаниях и уж тем более осознать свои внутренние конфликты. Эти проблемы «выливаются» на родителей и окружающих иным способом, когда малыш начинает проявлять их опосредованно через агрессию, непослушание и тревожность. В процессе игры, напротив, ребёнок расслабляется и может продемонстрировать свои проблемы завуалированно, через игровые ситуации. Как уже говорилось выше, основная задача специалиста по игровой терапии – вовремя подметить те ситуации, которые заботят ребёнка.

Все дети, особенно маленькие, играют всегда, когда есть возможность. Поэтому для игровой терапии не существует каких-то особых показаний. Но, стоит заметить, что, когда речь идёт о тех или иных психологических проблемах, то игровая терапия эффективна в таких случаях, как:

  • страхи различного происхождения;
  • агрессия;
  • непослушание, либо же, наоборот, излишнее послушание;
  • замкнутость и нежелание общаться с окружающими;
  • навязчивые вредные привычки, нанесение увечий самому себе;
  • стресс;
  • улучшение взаимоотношений с окружающими;
  • недоразвитая речь, проблемы с успеваемостью в школе.

К основным видам игровой терапии, которые весьма популярны на сегодняшний день, можно отнести песочную терапию, сказкотерапию, куклотерапию, а также музыкотерапию. Игротерапевт берёт на себя либо активную роль, когда он играет в игру наравне с ребёнком или ведёт её, либо пассивную, когда он становится наблюдателем.

Средства игровой терапии всегда подбираются индивидуально, в зависимости от потребностей и текущих проблем ребёнка и могут быть такими, как, например: лепка, рисование, танцы, игры с кубиками и конструктором, игры с песком и куклами, ролевые и подвижные игры и многие другие. Какое средство бы ни было выбрано, основная задача родителя или игротерапевта – расслабить ребёнка и смоделировать те ситуации, с помощью которых ребёнок сможет решить свои проблемы и внутренние конфликты.

Актуальность игровой терапии

Особенно актуальной игровая терапия становится в период, когда ребёнок начинает ходить в детский сад, ведь это всегда стресс для детей, поскольку их начинает окружать большое количество людей, им приходится рано вставать и разлучаться с родителями на продолжительное время. Все эти факторы могут спровоцировать непослушание, агрессию, протесты, тревожность и страхи. В таких случаях игровая терапия позволяет ребёнку достичь эмоционального равновесия, устранить страхи, тревожность и переживания, а также развить навыки социального взаимодействия.

Важное правило – ребёнка необходимо заинтересовать игрой, он должен чувствовать себя комфортно и расслабленно. В этом случае положительные результаты игровой терапии гарантированы. Для достижения чувства расслабленности и защищённости во время игры немаловажным фактором является и окружающая ребёнка среда. Таким пространством-капсулой для него может стать сенсорная комната, которая являет собой обширное поле для фантазий родителей и игротерапевтов, одновременно позволяющее ребёнку почувствовать себя фантазёром, спортсменом и радостным исследователем окружающего мира.

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *