Дети с ЗПР в сенсорной комнате

Дети с ЗПР в инклюзивом образовании

Задержка психического развития, или сокращённо, ЗПР, по статистике, в последние 20 лет стала встречаться гораздо чаще. В несколько раз возросло количество учеников младших классов, которые не справляются со стандартными требованиями школьной программы. Ещё в 60-е годы XX века таких детей выделили в особую группу детей с задержкой психического развития. Дети с ЗПР требуют отдельного внимания при рассмотрении возможностей применения сенсорной комнаты и работы специалистов.

На данном этапе своего развития социум требует подходить к обучению каждого ребёнка индивидуально, учитывать его готовность к учёбе в школе, состояние здоровья, прочие индивидуальные особенности. С этой целью в школах вводится так называемое инклюзивное образование, когда дети с ограниченными возможностями здоровья учатся со своими нормально развивающимися ровесниками. Такой подход обеспечивает адекватную и успешную интеграцию ребёнка с ЗПР в общество.

Занятия с детьми в сенсорной комнате

Занятия, направленные на развитие таких детей и коррекцию нарушений  их здоровья и поведения, с успехом проводятся в сенсорных комнатах. Это дополнительный способ работы с такими детьми, повышающий эффективность реабилитации, направленной на восстановление и укрепление психофизического здоровья детей с ЗПР. При этом в работе педагогов с детьми с ЗПР в сенсорной комнате выделяются следующие направления:

  • профилактика (предупреждение депрессивных состояний у детей, проживающих в неблагополучных семьях);
  • расслабление (не только психологическое, но и мышечное);
  • развитие чувств, эмоций, избавление от чувства тревоги, страха;
  • поощрение и развитие деятельности по познанию окружающего мира;
  • развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности стоп и ладоней.

При работе с детьми с ЗПР в сенсорной комнате педагогами используются методы цвето-, свето-, звуко- и ароматерапии, воздействуя таким образом на органы чувств пациента и корректируя его состояние. Свето- и цветотерапия, в свою очередь, поможет детям с нарушениями зрения, а также улучшит состояние иммунитета, снимет нервное и мышечное напряжение, способствует тренировке глазных мышц.

Дети с ЗПР часто сталкиваются с проблемой нарушения развития слуха. Звуко- и музыкотерапия, хотя и является сегодня недостаточно исследованным направлением, тем не менее, эффективно помогает даже детям с нарушениями слуха. Использование звуков и музыки различной тональности, подобранных в соответствии с психологическим состоянием ребёнка, позволяет положительным образом влиять на его здоровье, успокаивает, снимает напряжение и расслабляет.

Новые возможности интеграции

В условиях сенсорной комнаты возможно поставить целое театральное действо, например, разыгрывать сказки. Такой метод, по мнению многих специалистов, способен помочь каждому ребёнку усвоить общепринятые нормы поведения, расширить его мировоззрение, помочь во взаимодействии с другими людьми, другими словами, интегрироваться в общество, что и является основной задачей реабилитации детей с ЗПР. С помощью сказки и не менее волшебной обстановки сенсорной комнаты ребёнок с ЗПР сможет с лёгкостью понять, что от него требуется, а также развить свои творческие способности.

Набор оборудования и предметов, которые могут быть использованы в сенсорной комнате при работе с детьми с ЗПР, неограничен. Это, например, сухой бассейн (развитие мышц и координации движений), музыкальное оборудование, световые интерактивные панели и ковры, фибероптическое волокно, гамаки для релаксации, мягкие модули различных расцветок и форм и многое другое.

Главные условия занятий для детей с ЗПР в сенсорной комнате – их системность и регулярность. Такой поход в сочетании с современным эффективным оборудованием, необычной и волшебной обстановкой сенсорного пространства обеспечит пробуждение интереса ребёнка к работе над собой, своими эмоциями, поведением и взаимодействием с коллективом и окружающим миром.

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *