Дети с ОВЗ в сенсорной комнате

Дети с ОВЗ – какие категории можно выделить? Такая аббревиатура, как ОВЗ – довольно распространена и часто многие не знают, что она означает. Необходимо уточнить то, как расшифровывается данное понятие. ОВЗ – это «ограниченные возможности здоровья»; сам термин является единым названием различных патологий развития тех или иных органов человека. В данной статье остановимся подробнее на классификации различного рода нарушений здоровья, объединённых аббревиатурой ОВЗ.

В XIX веке все ограничения возможностей человека были разделены Всемирной организацией здравоохранения на три группы. К первой группе относятся лица, у которых нарушена или утрачена одна из основных функций организма. Ко второй группе принадлежат люди, у которых были обнаружены дефекты, не позволяющие им осуществлять обычный для здорового человека ритм жизни. К третьей группе ВОЗ отнесла лиц, имеющих инвалидность, либо людей недееспособных. В России термин «инвалид» применим к лицам с ОВЗ лишь в определённых случаях, предусмотренных законодательством.

Категории детей с ОВЗ

Порой дети с ОВЗ внешне выглядят совершенно обычными, однако в действительности могут страдать от различных врождённых, либо приобретённых нарушений здоровья. Общепринятая классификация нарушений здоровья подразделяет таких малышей на четыре категории:

  • дети с нарушениями психического здоровья;
  • дети с нарушениями двигательных функций туловища, головы, конечностей, координации движений;
  • дети с отклонениями в развитии сенсорных функций организма;
  • дети с заболеваниями различных органов и систем: пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ и т. д.

Дети, страдающие нарушениями сенсорного и психического развития, испытывают трудности с мышлением, восприятием окружающего мира, памятью, вниманием, а также часто имеют проблемы со слухом. У них наблюдаются нарушение речевой деятельности, а также неспособность к концентрации на какой-либо задаче. В организм любого человека поступает большой объём информации и сигналов из внешнего мира, однако организм такого ребёнка просто не способен справиться с данной задачей. Вследствие этого такие дети обычно невнимательны.

Согласно педагогической классификации ограниченных возможностей здоровья, следует различать детей с нарушениями здоровья и детей с отклонениями в здоровье. К первой группе относятся дети с органическими поражениями центральной нервной системы. Такие пациенты отстают в психическом и физическом плане. Если же ребёнок принадлежит ко второй группе, то он может страдать от тех же самых нарушений, однако они в меньшей степени оказывают влияние на ритм его жизни.

Подгруппы в классификации

Кроме классификации, обозначенной выше, некоторые специалисты также выделяют восемь подгрупп ОВЗ:

  • отклонения в умственном плане;
  • нарушения слуховой деятельности;
  • задержка психического развития (так называемое ЗПР);
  • нарушения зрения;
  • нарушения двигательной активности;
  • нарушение речевой деятельности;
  • трудности с взаимодействием в социуме;
  • наличие нескольких отклонений в развитии одновременно.

По степени выраженности патологий специалисты выделяют четыре группы нарушений:

  • лёгкая или умеренная степень нарушений;
  • выраженные патологии;
  • патологии высокой степени выраженности;
  • патологии резкой степени выраженности.

Комплекты для занятий с детьми

Работа в сенсорной комнате

Все вышеперечисленные классификации нарушений здоровья (ОВЗ) делят детей на отдельные категории, однако к каждому такому ребёнку необходимо подходить индивидуально. Дети с ОВЗ нуждаются в особой заботе государства и окружающих, им показаны занятия по индивидуальным программам, позволяющим развить поражённые функции и заменить утраченные. Специально оборудованные помещения, в которых должно проходить обучение, могут гарантировать таким детям эффективность обучения и безопасность среды.

К числу таких особых помещений относятся сенсорные комнаты. Занятия в сенсорном пространстве способны мотивировать пациента к познавательной и двигательной активности, обеспечивают чувство комфорта и безопасности, а также позволяют обучающемуся приспособиться к условиям окружающей среды. Программа занятий в сенсорной комнате подбирается индивидуально, в зависимости от степени тяжести недуга, а также его типа. Основной момент в данной ситуации – правильная постановка диагноза, что позволит значительно сэкономить драгоценное время, а также добиться существенного прогресса в развитии детей с ОВЗ.

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *