Что такое ABA-терапия

На сегодняшний день существует множество разнообразных методов коррекции аутизма. По мнению специалистов, одной из самых эффективных методик работы с такими детьми является метод прикладного анализа поведения (ABA-терапия). Данный метод был разработан в США в 1987 году. В его основе заложен принцип изменения поведения аутичного ребёнка в зависимости от различных факторов внешнего мира. Таким образом, поведение таких детей можно модифицировать. Ведь ребёнок будет повторять те действия, которые ему нравятся, но не станет делать то, что ему не по душе.

По словам опробовавших данную методику родителей, ABA-терапия способна помочь детям-аутистам скорректировать способность к общению, адаптировать их к жизни, а также улучшить их способность к обучению. Родители также отмечают уменьшение количества случаев отклонений в поведении. Здесь стоит заметить, что, чем раньше родители начинают заниматься со своими детьми по данной методике, тем успешнее будет терапия.

Занятия с детьми

Как же происходит работа с аутичными детьми по методу ABA-терапии? Как известно, у этих ребят трудности вызывают такие простые для обычных детей действия, как творчество, игры, зрительный контакт, внимательность, речевая деятельность и другие. Каждый из таких навыков отрабатывают с аутичным ребёнком по отдельности, разбив их предварительно на блоки. Затем из таких блоков составляют цепочку, образующую единое комплексное действие. На каждом этапе психолог даёт ребёнку задание; если таковое оказывается для ребёнка сложным, то ему даётся подсказка (постепенно подсказки убираются, чтобы ребёнок действовал самостоятельно).

За каждый правильный ответ воспитанник получает небольшое вознаграждение, если же ответ неверный, то на это не следует обращать никакого внимания. В целом, обучение идёт от простого к сложному. На этапе, когда ребёнок уже способен дать 90% правильных ответов на задания психолога, специалист вводит новый стимул, к примеру, просит ребёнка посмотреть ему в глаза. Таким образом, каждое из заданий отрабатывается подобным образом. Затем идёт постепенное усложнение задач и закрепление приобретённых навыков. На третьем этапе все полученные умения суммируются. То есть, такие стимулы как, например, «подойди ко мне», «возьми», «кивни» и пр. начинают отрабатывать в непривычных местах (например, дома или на прогулке). Затем идёт смена людей, дающих задания ребёнку: сначала психолог, затем родители, бабушки и дедушки и т.д. На завершающем этапе ABA-терапии аутичный ребёнок уже способен понять смысл новых заданий сам, без дополнительных подсказок и отработки. В случае успеха, занятия по данной методике можно закончить. В среднем же, с ребёнком необходимо заниматься по 30-40 часов в неделю.

ABA-терапия: За и Против

Как и у любой методики, у ABA-терапии есть как сторонники, так и противники. Последние утверждают, что на занятиях по данному методу не происходит всестороннего развития ребёнка-аутиста. Накопленные навыки приобретаются автоматически, что исключает качественное развитие ребёнка. С целью обеспечения развития таких детей и усиления эффективности ABA-терапии можно также проводить занятия в сенсорном пространстве. В результате работы в сенсорной комнате происходит коррекция слуховых, зрительных, тактильных, двигательных, обонятельных и других ощущений. Она придаст сил и ребёнку, и его родителям, ведь ABA-терапия отнимает много времени и сил. Нужно только запастись терпением, ведь не все впечатления, полученные от занятий в сенсорном пространстве, вызовут у аутичного ребёнка положительные эмоции. Главное – быть начеку и вовремя исключать из занятий предметы и действия, вызывающие у него негатив. Спокойная и защищённая атмосфера сенсорной комнаты расслабит ребёнка, а занятия по методу ABA-терапии позволят ему подготовиться к жизни в большом мире.

Возможно, вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *