logo  
Упражнения для детей от года до четырех лет в сенсорной комнате

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ
 

Целью упражнений является развитие у детей ориентировочно - исследовательских действий, восприятие предметов с точки зрения их функционального назначения, с акцентом на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.

Методические задачи предлагаемых упражнений нацелены на:  развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия; закрепление воспринятого предмета и свойства в слове; формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной).

                    «Трубка с пузырьками»

                                                               Упражнение «Поймай взглядом»

          Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания.

Ход упражнения       

          Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).

          Дети внимательно рассматривают, происходящее в трубке.

 Упражнение «Посчитаем пузырьки»

         Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

         Ход упражнения

         Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем».

         Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.

  Упражнения «Верх-низ»

         Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации; совершенствование ориентировки в пространстве (низ-верх).

         Ход упражнения

         Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, куда поплыла эта красная рыбка?»

         Дети определяют расположение рыбок (верх-низ).

«Зеркало»

                                                                Упражнение «Нарисуй себя»

         Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания.

         Ход упражнения

         Педагог обращает внимание детей на зеркало: «Посмотрите на себя в зеркало, потрогайте свое отражение».

         Затем педагог раздает детям краски и просит каждого ребенка нарисовать на зеркале себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует части лица: глаза, брови, губы и т.д.

        После рисования дети рассматривают свои рисунки без света и при свете.

 Упражнение «Рисуем эмоции»

          Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.

           Ход упражнения

           Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит их посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.

           Затем педагог показывает в зеркале веселую улыбку и спрашивает у детей, какая это эмоция.

            Назвав эмоцию, дети должны изобразить ее на зеркале красками. В ходе, упражнения дети изображают одну какую – либо эмоцию.

            При повторении упражнения следует усложнить задачу – изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние педагога, другого ребенка.

 «Каскад»

                                             Упражнение «Сжимаем в кулачке»

           Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

           Ход упражнения

          Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберем волокно в ручке».

          Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке.

           При повторении упражнения следует  усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.

Упражнение «Наматывание»

           Цель: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

           Ход упражнения

           Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, наматывая их на  пальцы и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик».

           Дети вместе с педагогом наматывают волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д.

           Педагог постоянно комментирует свои действия.

 Упражнение « Заплетем косу»

           Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

            Ход упражнения

            Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, сплетая их и говоря: «Так как волокна мягкие, они гнуться. Давайте сплетем из них косичку».

            По образцу, предложенному педагогом, дети плетут косички. Косички могут состоять из трех и более волокон.

 Упражнение «Узелки»

          Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

          Ход упражнения

          Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, завязывая узелки и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнуться. Давайте завяжем из них узелки».

          По образцу, предложенному педагогом, дети завязывают узелки: сначала на одном волокне; затем один узелок завязывается из нескольких волокон.

     «Тактильная емкость»

                                                        Упражнение «Знакомство»

          Цель: ознакомление с разнообразием тактильных ощущений.

          Ход упражнения

          Педагог знакомит детей с разнообразием тактильных ощущений. Затем он начинает тактильное обследование предметов, называя качества поверхности.

           Доставая из емкости предметы, воспитатель дает детям обследовать их поверхности на ощупь, спрашивая о признаках данных предметов.

            Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог поясняет им, какие это предметы (твердый, шершавый, колючий и т.д.).

  Упражнение «На ощупь»

            Цель: развитие визуального канала, тактильных ощущений.

            Ход упражнения

           Дети вместе с педагогом повторяют, какими могут быть предметы на ощупь. Затем они группируют «тактильные предметы» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений.

 Упражнение «По порядку»

           Цель: развитие визуального канала, тактильных ощущений.

           Ход упражнения

          Дети вместе с педагогом называют признаки предметов из сенсорной емкости. Затем они раскладывают предметы по степени гладкости, ворсистости и т.д.

 Упражнение «Характер ощущений»

            Цель: развитие тактильных ощущений, памяти, воображения, эмоционального мира детей.

            Ход упражнения

          Педагог предлагает детям потрогать предметы и определить, каков этот предмет на ощупь. Затем он просит ребенка назвать свойства предмета по ощущениям (мягкий, добрый, твердый, колючий, злой и т.д.).

                   Упражнение «Эмоциональный рассказ»

            Цель: развитие всех сенсорных каналов, эмоционального мира детей.

           Ход упражнения

           Педагог вместе с детьми составляет рассказик с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Педагог рассказывает, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа, ассоциируя эмоциональное описание героя рассказа с характером поверхности предмета. Например: «Летела злая Баба-Яга» - ребенок выкладывает колючий предмет (ассоциация: колючий – злой).

                                                  «Набор геометрических фигур»

                                                           Упражнение «Найди пару»

            Цели: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем сличения; развитие слухового внимания.

            Ход упражнения       

           Педагог предлагает детям набор геометрических фигур разной формы, величины, цвета. Каждому ребенку выдается образец, к которому он должен найти пару.

            При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество геометрических фигур.
                                                                  Упражнение «Группировка»

            Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем их сличения.

             Ход упражнения

             Детям предлагается набор геометрических фигур разной формы, величины, цвета.

           Педагог предлагает детям сгруппировать одинаковые предметы: по форме, величине, цвету.

 Упражнение «Разложи по порядку»

           Цели: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем их сличения; развитие слухового внимания, зрительной памяти.

           Ход упражнения

           Педагог предъявляет детям предметы, расположенные в определенном порядке, не анализируя их. Дети должны разложить предметы в том же порядке.

           При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предметов.

    Упражнение «Построим башенку»

           Цель: совершенствование умения детей упорядочивать объекты по цвету и форме, действуя самостоятельно по образцу.

           Ход упражнения

           Используя набор из геометрических фигур разного цвета, формы и величины, педагог предлагает детям построить красивые башенки по образцу (зеленый кубик и оранжевый треугольник и т.д.) и проанализировать детали постройки.

           Взрослый раздает детям несколько предметов разной формы, и они выполняют задание по образцу самостоятельно.

           При необходимости педагог оказывает детям помощь, напоминая о том, в каком порядке должны следовать предметы.

           При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предметов.

           Упражнение «Какого цвета предмет?»

           Цели: обучение умению называть цвета предметов, выделяя заданный цвет из нескольких разноцветных объектов; формирование умения сосредотачиваться на вопросе, правильно отвечать на него.

           Ход упражнения

           Педагог сообщает детям о том, что им предстоит называть цвета предметов, которые будут им предъявлены. После этого взрослый снимает салфетку с предметов, просит детей рассмотреть их, а затем задает вопросы, например: «Какого цвета шар?», «Какого цвета треугольник?» и т.д.

           Упражнение продолжается до тех пор, пока не будут названы цвета всех предметов.

           В завершение упражнения педагог может предложить детям ответить на следующие вопросы: «Какие предметы красного цвета?», «Какие предметы желтого цвета?» и т.д.

                  Упражнение «Какой формы предмет»?

           Цель: обучение умению называть заданную форму предметов, выделяя ее из нескольких объектов; формирование умения сосредотачиваться на вопросе, правильно отвечать на него; развитие речевой активности.

           Ход упражнения

           Педагог сообщает детям о том, что им предстоит называть форму предметов, которые будут им предъявлены. После этого взрослый снимает салфетку с предметов, просит детей рассмотреть их, а затем задает вопросы, например: «Какой формы зеленый предмет?», «Какой формы красный предмет?» и т.д. Упражнение продолжается до тех пор, пока не будут названы формы каждого предмета.

Упражнение «Узнай предмет»

           Цели: обучение умению запоминать название цвета, формы, величины предметов после кратковременной экспозиции, удерживать их в памяти определенное время; формирование умения сосредотачиваться на цели.

          Ход упражнения

          Педагог сообщает детям о том, что им предстоит запомнить цвет, форму, величину предметов, которые им будут предъявлены на короткое время.

          После этого взрослый снимает салфетку с 2 предметов на 30 секунд, затем вновь накрывает их и просит детей по памяти назвать, например: цвет треугольника; форму красного предмета; величину треугольника.

          При повторении упражнения педагог: а) заменяет предметы; б) увеличивает количество предметов.

«Ветерок»

                                                                Упражнение «Дыхание»

         Цели: развитие кинестетических ощущений; обогащение сенсорного опыта.

         Ход упражнения

         Педагог просит детей вспомнить, каким воздухом дует « Ветерок», обращается к ним: «А чем мы можем выдумать такой же воздух? (Ротиком). Давайте попробуем выдумать холодный воздух».

         Далее взрослый рассказывает и показывает детям, как можно выдуть холодный воздух, затем – теплый. Дети повторяют действия педагога.

 Упражнение «Где дует ветерок?»

         Цель: развитие ориентировки в структуре и ощущениях собственного тела.

         Ход упражнения

         Педагог включает сенсорное панно «Ветерок» и начинает дуть им на разные части тела детей. Ребята определяют через зрительный анализатор и ощущения, куда педагог направляет поток воздуха, какой это поток: холодный или теплый.

         Педагог «дует» на детей сначала одним потоком воздуха, затем – другим, далее – чередует потоки.

 Упражнение «Ветерок или дыхание?»

            Цели: развитие ориентировки в структуре и ощущениях собственного тела; развитие тактильной памяти.

            Ход  упражнения

           Дети закрывают глаза. Педагог включает сенсорное панно «Ветерок» и начинает дуть на разные части тела детей то дыханием, то «Ветерком».

           Дети определяют, от педагога или от «Ветерка» исходит поток воздуха.

           Через кинестетический анализатор дети определяют силу и температуру потока, посла чего называют части тела, на которые направлен поток.

                                                                     «Водяной матрац»

                                                                Упражнение «Исследование»

           Цели: развитие кинестетических ощущений, ощущений собственного тела; развитие воображения и самосознания; релаксация.

          Ход упражнения

         Дети ложатся на матрац, слушают текст, выполняют движения, комментируя их. Звучит спокойная музыка. Педагог обращается к детям: «Ребята, приготовьте указательный пальчик. Дотроньтесь им до ушка. До одного, затем до второго, приговаривая: «это ушки». Дотроньтесь до губок, приговаривая «это мои губы». Дотроньтесь до глазика, приговаривая «это одни глазик, это второй»»… И т.д.

         Во время упражнения каждый ребенок «исследует» пальцем свое тело, а педагог следит за тем, чтобы сила нажатия была для малыша безопасной.

 Упражнение «Солнечный зайчик»

         Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения, мышления, эмоционального мира; релаксация.

          Ход упражнения

         Дети ложатся на матрац и выполняют движения в соответствии с текстом, который читает им педагог: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть его.

          Погладь голову, шею, животик, руки, ноги…Солнечный зайчик забрался за шиворот – погладь его и там.

         Он не озорник, - он любит тебя, и ты погладь его и подружись с ним».

 Упражнение «Узнай прикосновения»

          Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения; релаксация.

           Ход упражнения

          Звучит спокойная музыка. Ребенок свободно ложится на матрац и закрывает глаза.

           Педагог и дети рассаживаются вокруг лежащего ребенка. Каждый ребенок по очереди прикасается к лежащему ребенку, который должен угадать характер прикосновений; место, до которого дотронулись.

           Все дети должны побыть в роли «лежащего».

           Во время выполнения упражнения педагог следит за тем, чтобы сила прикосновений была бы для лежащего на матрасе ребенка безопасной.

           При повторении упражнения педагог подсказывает детям все новые варианты разнородных прикосновений. При этом количество однородных прикосновений должно увеличиваться.

 Упражнение «Я…»

           Цель: развитие кинестетических ощущений, самосознания, воображения, эмоционального мира.

           Ход упражнения

        Дети ложатся на матрац, с закрытыми глазами слушают текст, который говорит им педагог. Звучат музыкальные отрывки, соответствующие инструкциям педагога: «Ребята, прислушайтесь (звучит рычание льва), представьте себе, что вы – львы, закройте глаза и изобразите это (дети рычат, «выпускают когти» и т.п.).

        Слушайте внимательно (звучат голоса птиц), с закрытыми глазами покажите, как летают птички и т.п. (лежат камни; растут цветы, течет ручеек). Дети, лежа на матрасе с закрытыми глазами, изображают различные предметы живой и неживой природы.

       «Зеркальный шар»

                                                                Упражнение «Поймай взглядом»

         Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания движения.

         Ход упражнения

        Педагог обращает внимание детей на крутящиеся и создающий разноцветные блики («мерцающие звезды») зеркальный шар: «Смотрите, как много звезд! Заметьте, одна звездочка улыбается вам. Вон она полетела. Давайте поймаем ее глазками, - она хочет с вами поиграть»

        Дети ловят взглядом звездочку.

 Упражнение «Поймай ладошками»

       Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

        Ход упражнения

        Педагог обращает внимание детей на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звезды») зеркальный шар: «Смотрите, как много звезд! Обратите внимание, звездочки улыбаются вам. Они  хотят с вами поиграть. Вон они убегают от нас. Давайте, догоним их и поиграем с ними».

          Дети ловят звездочки ладошками, весело бегают за ними, не отрывая ладошек от отражения звездочек.

            Сенсорное панно «Галактика»

      Упражнение «Звездное небо»

         Цели: обогащение сенсорного опыта; развитие зрительного восприятия.

         Ход упражнения

        Дети и педагог лежат на водяном матраце, любуясь картиной «Звездного неба».

         Педагог спрашивает детей, в какое время суток могут гореть звездочки.

        Дети рассматривают небо, определяя цвет, форму, размер звездочек. Педагог обращает их внимание на Млечный путь, объясняет детям, что это такое.

                                                                Упражнение «Поймай звезду»

           Цель: развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, крупной моторики, ориентировки в пространстве.

          Ход упражнения

          Педагог обращает внимание детей на сенсорное панно «Галактика», говорит им: «Давайте, представим себе, что звездочка упала и нужно ее поймать. Вот она, звезда, закружилась и полетела».

          Каждому ребенку дается задание определить, куда полетела звездочка. Каждый должен в указанном месте «поймать» свою воображаемую звезду, делая хватательные движения, ловя ее и т.д.

          Когда каждый ребенок поймает воображаемую звезду, педагог обращает внимание всех на то, что, к примеру, у Маши звездочка колючая, у Игоря – мягкая и т.п. Дети должны изобразить ощущения от названной звезды.

          При повторении упражнения дети должны сами называть воображаемое качество своей звезды, а педагог постепенно усложняет задание: просит каждого ребенка «поймать» не одну, а несколько звездочек.

 Упражнение «А у тебя какая звезда?»

          Цели: развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, ориентировки в структуре собственного тела.

          Ход упражнения

         Дети и педагог лежат на водяном матраце, любуясь картиной «звездного неба». Педагог предлагает им представить звездопад и говорит: «Звезды посыпались с неба и падают на нас. Толе колючая звезда упала на животик, Наташе на…» И т.п. Названный ребенок, представляя, как колючая звезда колет его животик, должен изобразить это.

        К каждому ребенку во время упражнения «прилетает» по одной звезде.

        При повторении упражнения дети должны сами называть воображаемое качество прилетевшей звезды, а педагог постепенно усложняет задание: просит каждого ребенка изобразить телесный контакт не с одной, а с несколькими звездочками.

Сенсорное и световое оборудование. Сенсорная комната в школах и детских садах.

 

2009-2017 © Medical-Group, Москва, Россия
Сделать заказ по почте: mail

Все права и товарные знаки защищены.