logo  
Упражнения для детей от рождения до года (0-12 мес.) в сенсорной комнате

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ
 

…Упражнения для детей от рождения до года строятся в зависимости от психического развития ребенка. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно усложняя его содержание. Комплектование, загруженность и продолжительность варьируются педагогом. Упражнения распланированы по принципу концентричности, т.е. последовательного развития всех видов чувствительности с увеличением запаса приобретенных умений.

Упражнения направлены на развитие ведущих каналов восприятия: кинестетического, аудиального, визуального.

 

Развитие кинестетического анализатора

Упражнение «Ладошка»

Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта.

Материалы: модуль

Ход упражнения

Педагог укладывает ребенка на модуль лицом к себе, берет в свои руки ручку ребенка, нежно гладит ее своей рукой. Затем каждым пальчиком малыша стучит по своей ладошке, комментируя свои действия. Снова берет в свои руки ручку ребенка, нежно гладит ее своей рукой. Затем он берет руку малыша и стучит ею о свою ладонь. Заканчивается упражнение нежным поглаживанием.

Педагог постоянно разговаривает с малышом, комментируя свои действия.

На следующем занятии ребенка помещают в шатер, на модуле сенсорного панно «Каскад» и т.д.

 

Упражнение «Пальчики»

Цели: развитие тактильной чувствительности; мелкой моторики, обогащение сенсорного опыта.

Материалы: модуль, светооптические волокна.

Ход упражнения

Педагог укладывает малыша на модуль. Пока малыш рассматривает светооптические волокна, мерцающие панно, педагог берет в свои руки ручку ребенка, нежно гладит ее своей рукой. Затем делает ребенку массаж каждого пальчика в отдельности, разминая их от кончиков к основанию, слегка постукивая пальцами своей руки по подушечкам его пальчиков.

Педагог комментирует свои действия или рассказывает стишок

Пример:

Маленький мизинчик – плачет, плачет, плачет,

Безымянный не поймет, что все это значит.

Старший братец очень строгий, не желает слушать.

Указательный спросил: «Может, хочешь кушать?»

А большой бежит за ложкой, тащит риса ложку.

Говорит: «Не надо плакать! На, поешь немножко».

 

Упражнение «Зеркало»

Цели: развитие отраженного восприятия; обогащение сенсорного опыта.

Материалы: зеркало.

Ход упражнения

Педагог подносит ребенка к зеркалу, привлекает внимание малыша своему отражению, используя речь, мимику. Он анализирует, как ребенок рассматривает лицо человека.

Затем взрослый привлекает внимание малыша к его собственному отражению: ставит его ручки на зеркало, стучит его пальчиком о зеркало, шевелит его ножками.

Важно, чтобы ребенок некоторое время понаблюдал за своим отражением.

 

Упражнение «Пузырьки»

Цели: развитие кинестетического анализатора; обогащение сенсорного опыта.

Материалы: трубка с пузырьками.

Ход упражнения

Педагог и ребенок располагаются возле трубки с пузырьками и рыбками. Взрослый привлекает внимание малыша к трубке.

Обратив внимание на рыбок, педагог помогает малышу «поймать» рыбку пальчиком.

Исследуя поверхность трубки, ребенок проводит пальчиком то вверх, то вниз.

 

Упражнение «Бусинки»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности; стимулирование умения брать предмет двумя пальчиками.

Материалы: светооптические волокна, набор бусинок.

Ход упражнения

Педагог показывает малышу бусы, нанизанные на светооптические волокна: «Это бусы мишки. (Привлекает внимание малыша красотой бус.) Но случайно бусы рассыпались, и мишка очень расстроился. Давай поможем ему собрать бусинки».

Педагог совместно с ребенком собирает бусы. Когда бусинки будут собраны, педагог нанизывает их на нитку, хвалит малыша: «Мишка говорит тебе «спасибо»!»

 

Упражнение «Краски»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

Материалы: краски, зеркало.

Ход упражнения

Педагог говорит ребенку, что сейчас они будут рисовать на зеркале. Затем он обмакивает пальчик малыша в краску и проводит им по зеркалу.

Далее взрослый обмакивает ручку малыша в краску и оставляет отпечаток на зеркале.

После этого педагог побуждает ребенка размазывать краски по зеркалу двумя пальчиками, всей ладошкой, обеими ручками, шлепать ладошками по зеркалу, оставляя следы.

 

Развитие зрительного анализатора

Упражнение «Трубка»

Цели: развитие зрительного сосредоточения, умения удерживать в поле зрения неподвижный предмет.

Материалы: трубка с пузырьками.

Ход упражнения

Малыш сидит на руках у педагога. Педагог подносит его к трубке. Трубка работает в режиме подсветки без пузырьков. Педагог привлекает внимание ребенка к трубке, приближая его к ней на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки; убеждается, что ребенок кратковременно зафиксировал взгляд. Затем педагог с ребенком отходят направо, налево.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

 

Упражнение «Геометрические фигуры»

Цели: развитие зрительного сосредоточения, умения удерживать в поле зрения движущийся предмет.

Материалы: набор геометрических фигур разного цвета.

Ход упражнения

Малыш укладывается на водяной матрац. Педагог привлекает внимание малыша к геометрической фигуре (например, кубику), то, приближая его на расстояние 20-30 см, то удаляя на расстояние вытянутой руки. После того как взрослый убеждается, что ребенок кратковременно зафиксировал взгляд, он медленно перемещает кубик вправо, влево, прячет его за спину.

Затем педагог разговаривает с малышом, вновь показывает ему кубик, побуждая его сосредоточить взгляд на геометрической фигуре.

Игра повторяется несколько раз.

 

Упражнение «Отражение»

Цели: развитие восприятия отраженного.

Материалы: зеркало, трубка с пузырьками.

Ход упражнения

Педагог подносит ребенка к зеркалу и привлекает внимание малыша к отражению трубки в зеркале. Важно, чтобы ребенок некоторое время понаблюдал за движущимися пузырьками, плавающими рыбками.

 

Упражнение «Зеркало-2»

Цель: развитие восприятия отраженного.

Материалы: зеркало, краска для рисования руками.

Ход упражнения

Педагог перед зеркалом обращает внимание ребенка на свое отражение. Затем он наносит немного краски на носик и щечки ребенка: глядя в зеркало, ребенок должен видеть происходящее. Затем он должен некоторое время понаблюдать за своим отражением.

 

Упражнение «Пузырьки»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материалы: трубка с пузырьками.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание ребенка на трубку с пузырьками и движущуюся в ней рыбку. Ребенок следит за рыбкой взглядом.

Затем педагог предлагает малышу поймать рыбку пальчиком. Малыш следит за движущейся рыбкой с помощью пальца.

 

Развитие слухового анализатора

Упражнение «Звучание»

Цель: развитие умения прислушиваться к звучанию различных предметов.

Материалы: модуль, слуховая емкость.

Ход упражнения

Педагог помещает ребенка на модуль, потряхивает колокольчиком на расстоянии 60-70 см от груди ребенка, привлекает его внимание.

Затем взрослый располагает колокольчик в поле зрения малыша, перемещает колокольчик вправо-влево, вверх-вниз, то приближая, то удаляя его от ребенка.

Упражнение повторяется 2-3 раза подряд в течении 3-4 дней, после чего следует заменить колокольчик другими звучащими предметами.

 

Упражнение «Песенка»

Цель: развитие умения по-разному реагировать на различные мелодии – спокойную и плясовую.

Материалы: аудиозаписи.

Ход упражнения

Педагог поднимает малыша вертикально, лицом к себе. Под веселую плясовую музыку слегка подбрасывает его.

Напевая колыбельную песню, взрослый покачивает ребенка, то приближается к его лицу, то удаляется от него.

 

Упражнение «Застучали ножки»

Цель: развитие умения по – разному реагировать на различные мелодии - спокойную и плясовую.

Материалы: водяной матрац, аудиозаписи.

Ход упражнения

Педагог укладывает ребенка спиной на водяной матрац. Под веселую, плясовую мелодию он берет ножки малыша и ритмично постукивает ими, хлопает в ладоши ручками ребенка.

Под спокойную, колыбельную мелодию взрослый слегка покачивает матрац.

 

Упражнение «Стучим кубиком»

Цель: развитие умения извлекать звуки из предметов.

Материалы: водяной матрац, набор геометрических фигур.

Ход упражнения

Педагог и малыш располагаются на водяном матраце.

Затем педагог берет два кубика и начинает постукивать ими друг о друга. Далее он дает кубики малышу, побуждая его проделать те же действия.

На следующих занятиях следует усложнить задачу. Пример: кубик ударять об пол; совершать с ним любые манипуляции, которые издают звуки. А затем – побуждать малыша производить такие же действия.

 

Упражнение «Присядка»

Цель: развитие умения выполнять плясовые движения под мелодию.

Материалы: водяной матрац, аудиозаписи.

Ход упражнения

Педагог берет малыша под мышки. Под веселую плясовую музыку приподнимает и опускает малыша на ножки. Для того чтобы малыш научился сгибать и разгибать ножки в коленях, приплясывая, используется водяной матрац, который пружинит.

Сенсорное и световое оборудование. Сенсорная комната в школах и детских садах.

 

2009-2017 © Medical-Group, Москва, Россия
Сделать заказ по почте: mail

Все права и товарные знаки защищены.