logo  
Задержка психического развития

М.Г.Медведев «Основы патопсихологии периода развития»
 

Понятием ЗПР (задержкой психического развития)обозначают замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Принципиально важно отметить, что ЗПР является пограничным состоянием между нормой и дебильностью. На практике эта проблема возникает в связи с различением возрастной нормой и состояния ЗПР при поступлении ребенка в школу, а также в течении обучения в младших классах и в некоторых случаях в подростковом возрасте. У подростков возникает необходимость определения ЗПР в связи с судебно – психологической экспертизой, для ответа на вопрос о соответствии уровня развития возрасту.

       В целях психологической диагностики ЗПР следует оценить уровни развития основных психических процессов и моторики, а также на личностные и эмоциональные особенности ребенка. Конкретные методики и показатели определяются в связи с целями обследования. В интересах определения уровня развития ребенка при его поступлении в школу изучается состояние психических функций по показателям, характеризующим психические процессы, некоторые характеристики эмоциональной сферы и самооценки, особенности игровой деятельности и моторики.

Оцениваемая сфера

Используемые критерии

Речь

Активный словарный запас, способность проводить осознанный анализ речи (выделение звуков и слогов, установление их порядка), умения составлять сюжетных рассказов по картинкам и в пересказе

Восприятие

Способность различения формальных характеристик предметов и сравнения с эталонами

Мышление

Запас знаний о себе  и окружающем мире (сведений о себе и родителях), развитие наглядно-действенного мышления по способности выделять аналогии в событиях, их связи и последовательности

Память

Способности к произвольному запоминанию

Внимание

Способность к сосредоточению внимания в течение 35-40 минут при достаточно разнообразной деятельности

Эмоции

Развитие чувства юмора, удовольствие от шуток и нелепостей. Способность давать моральные оценки своим поступкам и понимание ответственности за свой поступок

Самооценка

Способность оценивать отношение к себе со стороны окружающих, описывать положительные и отрицательные черты характера, сравнивать достижения

Игра

Способность к сюжетно-ролевым играм по правилам

Моторика

Координация моторики, экономичность и точность движений, способность организовывать деятельность (без эгоцентрической речи)

      При ЗПР возможно отклонение, отставание ребенка по всем либо по некоторым параметрам. Следует обратить внимание на возможность обучения и переноса приобретенного в процессе проведения диагностики опыта. Глубина ЗПР определяется как количеством недоразвития псичиеских сфер, так и способностями к усвоению приобретенного опыта.

       Установление у ребенка ЗПР требует проведения дальнейшей диагностики с целью определения конкретного типа задержки. Выделяют следующие типы, в которых отражаются этиологические факторы, приводящие к состоянию ЗПР: гармонический психофизический инфантилизм, церебрально - органическая задержка, соматическая задержка, педагогическая и микросоциальная запущенность.

    Гармонический психофизический инфантилизм – задержка психического развития конституционального происхождения. Отражением этого фактора является появление инфантилизма и у других членов семьи, не достигая патологического уровня. В некоторых случаях инфантилизм охватывает не только психику, но и физическое развитие ребенка. В таком случае ребенок несколько отстает в росте и весе от сверстников, но отличается живостью моторики и эмоций. Круг интересов ограничивается играми, в которых ребенок может проявлять много творчества и достаточно выдержки. В то же время учебно-познавательная деятельность для таких детей мало привлекательна, и наступает быстрая пресыщаемость. Эмоции и мотивация соответствуют младшему возрасту, а самооценка слабо дифференцирована. Таким образом, задержка охватывает в основном эмоционально-волевую сферу, что отражается в первую очередь в недостаточности произвольной регуляции поступков, мышления, запоминания и сосредоточения внимания. Уровень достижений в познавательной работе у таких детей зависит от оказания организующей помощи и постоянном поощрении. В дальнейшем возможно постепенное сглаживание различий с нормой, что определяет благоприятность прогноза для этого типа ЗПР.

      Органический инфантилизм возникает на основе перенесенных в раннем детстве органических поражений (травм, инфекций, отравлений). Сходство с рассмотренным выше типом инфантилизма заключается в существенной задержке развития эмоционально-волевой сферы, в особенностях которой, однако присутствуют черты органического поражения ЦНС: инертность психических процессов и некоординированность моторики и умеренно выраженная нервно-психическая истощаемость.

Влияние органических нарушений на характеристики эмоционально-волевой регуляции поведения обуславливает два типа органического инфантилизма. При первом типе наблюдается психомоторная расторможенность в связи с инертностью процессов возбуждения в ЦНС. У таких детей отмечаются преобладание повышенного настроения, неспособность самоорганизации деятельности и поддержания длительного волевого усилия, отсутствие усидчивости дисциплинированности, двигательная расторможенность. Отношение к учебе у таких детей негативное («скучно», «трудно», «лучше поиграть»), и, несмотря на низкие успехи в учебе, обычно сохраняется высокая самооценка. Часто при исследовании интеллекта определяется нижняя граница нормы.

      При втором типе наблюдается боязливость, медлительность и тревожность в связи с инертностью процессов торможения в ЦНС. Интервью и медленный темп психической деятельности психомоторики приводят к тому, что ребенок не в состоянии понять и выполнить задание одновременно с другими учениками. Эти дети тяжело переживают свои неудачи в учебе, хотя у них преобладают игровые интересы. На уроках они подчиняются дисциплины, но пассивны и боятся отвечать перед  классом. Сознание своей неспособности еще больше тормозит личностное развитие ребенка.

       Этим детям помимо организующей помощи в занятиях требуется регулярно проводить оздоровление, наблюдение врачом психиатром и обязательное наблюдение психологом в течении всего обучения в школе. У таких детей имеется высокий риск нарушений социальной адаптации, побегов из школы и дома.

       Церебрально-органическая задержка психического развития  имеет те же причины, что и органический инфантилизм, но в большей степени затрагивает познавательную деятельность, а не эмоционально – волевую сферу. Нарушения развития психических функций формируется на основе истощаемости психических процессов либо по гиперстеническому типу, либо по гипостеническому типу, а также в связи с очаговыми поражениями мозга. Исследование познавательных процессов выявляет недостаточные объем и произвольную регуляцию внимания, резко нарушенную способность к распределению внимания. В нарушениях памяти в основном страдает запоминание вербального материала. Отмечается бедность словарного запаса, дефекты произношения и низкое развитие способности проводить осознанный анализ речи. Общий уровень интеллекта определяется на границе между нормой и умственной отсталостью. Мышление характеризуется конкретностью, хотя имеется возможность для обучения. Недостаточность познавательного развития усложняется резко выраженной импульсивностью, двигательной расторможенностью, раздражительностью и невысокой способностью вникать в смысл заданий и действий. Даже в игровой деятельности такие дети привержены к стереотипным играм и не понимают суть игр с правилами. Прогноз в отношении этих детей зависит от эффективности коррекции неврологических нарушений, систематичности оздоровительных мероприятий и своевременности развивающей психологической помощи. Желательно обучение сначала в школе по программе детей с ЗПР, а затем в школе санаторного типа.

     Соматическая задержка психического развития возникает в связи с частыми соматическими заболеваниями. Болезни с тяжелым течением (пневмония, хирургическая операция и.п.) могут спровоцировать ретардацию психического развития. Если заболевания повторяются часто, то к школе ребенок не осваивает необходимых умений и навыков. Помимо этого соматические заболевания негативно влияют на нервно – психическую сферу в первую очередь в виде астенизации, которая может при частых повторениях привести к развитию истощаемости по гипостеническому типу, эмоциональной лабильности, плаксивости и нарушениям познавательных функций в связи с нарушениями внимания и произвольной регуляции активности. Формируется пассивность, неуверенность, неудачи надолго останавливают попытки дальнейшего обучения. Игры таких детей стереотипны и часто служат защитой от страхов, не доставляя обычной для детей радости.

       Задержка психического развития по причине педагогической и микросоциальной запущенности  формируется у детей со здоровой нервной системой, нормальными предпосылками умственного развития, но воспитывающихся в неблагоприятных условиях. Часто эти дети предоставлены сами себе и стремятся проводить время в группе таких же детей. Развитие таких детей даже при своевременно начатом обучении в школе будет полностью зависеть от социальной адаптации и психологической поддержки окружающих, учителей и одноклассников. Психологическая поддержка таких детей направлена на изменение социальных установок, с целью, повысить мотивацию к учебе и уровень притязаний к любым заданиям, содержащим оценочные моменты.

                                                           Недоразвитие психических процессов

        К этой группе нарушений развития относят широкий класс состояний, которые характеризуются стойким дефектом нервно-психического развития по причине наследственной отягощенности или внутриутробного поражения головного мозга. В зависимости от степени нарушения выделяют дебильность, имбецильность иидиотию. Общее наименование этих состояний – олигофрения.

         Олигофрения заключается, в общем, нервно-психическом недоразвитии, которое затрагивает не только интеллект ребенка, но и все остальные функции, и психические процессы. Бедность восприятия, нарушение произвольного внимания, одностороннее преобладание ассоциативной и механической памяти при грубом нарушении произвольного запоминания, слабая точность зрительно-моторной координации обычных действий, явно замедленная скорость реакций характеризуют этих больных в подростковом возрасте. В детском возрасте заметно, крайне замедленное формирование двигательных навыков и навыков самообслуживания, позднее появление и отсталость речи, часто встречаются нарушения речи (моторная и сенсорная алалия), дислексия и т.п.

          Познавательная сфера этих детей поражена тотально и равномерно. Эмоционально-волевая регуляция не сформирована и существует в виде реакций на непосредственные эмоциональные раздражители. Общая незрелость личности проявляется в пассивности как познавательной, так и двигательной, высокой внушаемости и зависимости от взрослых, низким контролем над импульсивными побуждениями и сферой инстинктивных потребностей.

         Особенностью психического недоразвития при олигофрении является иерархичность: более поздние высшие формы психических процессов страдают в большей степени, чем элементарные. Так, например, при относительном развитии элементарной моторики (ходьба, манипуляция предметами и т.д.) нарушаются точная координация движений и мелкая моторика кистей.

         Прогноз в отношении развития таких детей является негативным, так как оказание обучающей помощи практически не влияет на результаты деятельности. Узость «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому), неадекватно завышенная самооценка, безразличие к оценке и  поощрению со стороны обучающего делают возможность обучения таких детей вне специализированных вспомогательных интернатов крайне нежелательной. При решении о месте обучения детей с дебильностью иногда возникают затруднения по причине развития у них отдельных способностей (хорошая механическая память, способность к счету, физическая выносливость), благодаря чему они производят впечатление нормальных.

         Таким образом, дети с дебильностью должны обучаться по специальным индивидуализированным программам, на основе которых могут быть сформированы трудовые навыки и навыки чтения и письма, умение распоряжаться деньгами, обслуживать себя и членов семьи, которые позволят такому человеку вести самостоятельную жизнь.

 

Сенсорное и световое оборудование. Сенсорная комната в школах и детских садах.

 

2009-2017 © Medical-Group, Москва, Россия
Сделать заказ по почте: mail

Все права и товарные знаки защищены.