logo  
Стрессовые реакции и нарушения адаптации

М.Г.Медведев «Основы патопсихологии периода развития»

         Роль этих состояний определяется высоким риском формирования в последствии психопатологических расстройств (неврозы, патохарактерологические развития). В некоторых случаях после нанесения интенсивной психотравмы может возникнуть патогенное развитие личности.

         Менее тяжелые психосоциальные стрессы и жизненные события также могут спровоцировать начало и повлиять на клинические проявления многих психических расстройств, например, депрессивных и тревожных расстройств, гиперкинетического синдрома. Но этиологическое значение этих факторов не столь определенное, как у стрессовых реакций и нарушений адаптации. В каждом таком случае расстройство связано с индивидуальной уязвимостью пациента, а это значит, что сами по себе «провоцирующие факторы» не являются необходимым и достаточным условием для объяснения возникновения и формы заболевания. Провоцирующие события – это стрессы, которые могут быть в жизни любого человека, но не всегда приводят к развитию психического расстройства.

        В противоположность этому стрессовые реакции и нарушения адаптации всегда являются следствием острой и тяжелой психической травмы или продолжительного стресса. Психотравмирующее событие или продолжительная эмоционально негативная ситуация являются первичными, пусковыми причинными факторами.

          Острая реакция на стресс.

         Таким термином обозначают состояние значительной степени тяжести, которое развивается без видимых психических нарушений спустя несколько минут или сразу вслед за стрессом и длится обычно несколько часов или 2-3 дня. Пусковым фактором может быть тяжелая психическая травма с серьезной угрозой для безопасности самого пациента или его близких. Физический или психологиччческий стресс обуславливают следующие события – природная катастрофа, несчастный случай, война, преступление, изнасилование и другие, необычно резкие и угрожающие изменения в социальном положении или окружении пациента, например, потеря близких в результате несчастного случая со смертельным исходом, пожар.

         Так как данное расстройство развивается не у всех людей, подвергшимся сильному стрессу, то предполагается, что на возникновение и тяжесть острой реакции на стресс влияет индивидуальная уязвимость и имеющиеся в распоряжении адаптационные механизмы.

         Проявления реакции характеризуются первоначальной «оглушенностью» ребенка – сужение ориентировки или полная дезориентировка в окружающем, неспособность адекватно реагировать на внешние стимулы. Вслед за этим у одних детей развивается отстранение от ситуации вплоть до ступора, а у других – разнообразные и непостоянные реакции гнева, тревоги, отчаяния, психомоторного возбуждения (вплоть до реакции бегства). Часто имеются вегетативные признаки панической тревоги и виде тахикардии, потливости и покраснения. Возможна частичная или полная амнезия этого периода. Все симптомы отличаются быстрой обратимостью в условиях прекращения стрессовой обстановки.

            Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

         Опасность развития ПТСР для детей представляется более серьезной, чем для взрослых. Исключительно угрожающие или катастрофические события могут вызвать отчаяние у любого человека, у детей же по причине ранимости психики в зависимости от метода исследования установлен почти 100- процентный риск расстройства.

ПТCH развивается как отставленная реакция на стрессовое событие в течение 6-ти месяцев после него. Типичными симптомами являются:

- эпизоды повторяющихся навязчивых воспоминаний о событии или повторным переживанием его в воспоминаниях, фантазиях или снах;

- хроническое чувство оцепенелости и эмоциональной притупленности, равнодушия по отношению к другим людям, безучастности к окружающему;

- избегание стимулов и даже ключевых слов, которые могли бы вызвать вновь воспоминания об изначальной травме; изредка бывают вспышки страха, паники или агрессии, вызванные внезапными воспоминаниями;

- повышенная вегетативная возбудимость – повышение уровня бодрствования, чрезмерная пугливость, нарушения сна, раздражительность, двигательная гиперактивность и нарушения концентрации внимания особенно в школе.

Дети больше, чем взрослые страдают от повторяющихся воспоминаний. Эти воспоминания появляются чаще всего в спокойном состоянии, например, при засыпании или когда дети скучают. Могут иметь место кошмарные сновидения, дети часто испытывают страхи, например, страх темноты или остаться в одиночестве.

Специфическими симптомами детского – подросткового возраста являются:

  1. повторная инсценировка травмы в игре, рисунках или рассказах;
  2. продолжительное внимание к определенным словам или символам, имеющим более или менее прямое отношение к психической травме.

Регресс в поведении, утрата уже приобретенных навыков, отгороженность, утрата контроля и агрессия, самоповреждения, злоупотребление наркотиками, психические и соматические расстройства являются неспецифическими симптомами.

Расстройство адаптации.

          Расстройство адаптации описывается как состояния субъективного дистресса и эмоционального расстройства, которые создают препятствия для социального функционирования и продуктивности. Данный диагноз применяется для состояний, связанных со значительным изменением образа жизни. Эти изменения могут быть обусловлены потерей близких, разлукой, миграцией, тяжелым соматическим заболеванием. Симптоматика возникает обычно в течение месяца после перенесенного стресса или изменения образа жизни и сохраняется не более 6 месяцев.

         Не существует специфических признаков данного расстройства, однако в целом у детей и подростков часто наблюдаются нарушения поведения, и они склонны игнорировать стрессы, в отличие от этого у взрослых в большом проценте случаев преобладают симптомы депрессии. Частыми симптомами являются суицидальное поведение, нарушения сна и вегетативные симптомы.

         Для диагностики расстройства адаптации необходимо наличие стрессового события, ситуации или жизненного кризиса, а также сведения, которые особенно доказывали, расстройство не развилось бы без стресса.

         Согласно клиническим исследованиям чаще всего провоцирующим фактором являются школьные трудности, далее следуют семейные проблемы, сексуальные конфликты и проблемы, связанные с употреблением наркотиков.

         Субъективные переживания отличаются разнообразием тревожных, депрессивных состояний, чувством несостоятельности и неспособности оставаться в настоящей ситуации. У подростков это расстройство приводит к нарушениям социального поведения в виде агрессивных и асоциальных действий. У детей возникают регрессивные феномены, например возобновление энуреза, лепетной речи или сосание пальца.

Сенсорное и световое оборудование. Сенсорная комната в школах и детских садах.

 

2009-2017 © Medical-Group, Москва, Россия
Сделать заказ по почте: mail

Все права и товарные знаки защищены.