logo  
Клинические и психологические проявления нервно-психических (нервных) нарушений у детей

М.Г.Медведев «Основы патопсихологии периода развития»
 

Весь спектр разнообразных нервно-психических нарушений у детей часто обозначает как нервность. По степени распространенности их можно разделить следующим образом:

1. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция).

2. Невропатия.

3. Невротические реакции, неврозы, психосоматические заболевания.

4. Органические нарушения нервной системы.

5. Психическое недоразвитие, умственная отсталость.

6. Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие.

7. Психические заболевания.

Минимальная мозговая недостаточность (ММН) – наиболее распространенный, но не тяжелый вид нервности. Она обусловлена генетическими и церебрально-органическими изменениями мозга, ослабленностью мозга, которые приводят к определенным изменениям характера и поведения у детей. Причинные факторы ММН многочисленны и разнообразны. Это вредные воздействия на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, прежде всего вирусов. Это преждевременные и недоношенные роды, слабость родовой деятельности и ее длительное течение. После родов неблагоприятные воздействия на мозг оказывают плохое питание, частые или тяжелые заболевания или инфекции, отравления, ушибы мозга.

К проявлениям ММН относятся повышенная утомляемость, отвлекаемость внимания, плохая переносимость шума, яркого света, духоты, укачивания в транспорте с тяжелой рвотой и головокружением. Эти явления сопровождаются частыми головными болями, перевозбуждением ребенка к концу дня, если темперамент холеричный, и заторможенностью, если темперамент флегматически. У сангвиников эти состояния  встречаются с почти равной частотой.

ММН  не является постоянным видом нервности – существует значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом и сочетанием с другими видами нервности.

Разновидностью ММН является минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимают различные проявления, связанные с недостатком функции самоконтроля и сдерживания, возникающие по причине недоразвитости лобных долей головного мозга. В большинстве случаев ММД обусловлена злоупотреблением алкоголя будущими родителями, который оказывает повреждающее воздействие  на плод, находящийся в эмбриональной (начальной) стадии развития. Комплекс нарушения поведения при ММД включает повышенную возбудимость,  непоседливость, невнимательность, непостоянство влечений и интересов, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и соответствующих переживаний. Это дети «без тормозов», которые ни секунды не сидят на месте, постоянно отвлекаются, мешают другим, не доводят начатое до конца. Утомление возникает не так скоро, как у других детей с ММН. Характерны беспечность, озорство, неумение сдерживать  обещания. Ослабленный инстинкт самосохранения проявляется в виде частых падений, травм и ушибов.

Невропатия – другой распространенный вид  нервности у детей, который характеризуется как повышенная нервная чувствительность. Конституционально-генетические факторы в возникновении невропатии играют важную роль, при этом наследуются аффективная неустойчивость, чуткий или чрезвычайно глубокий сон, склонность к колебаниям артериального давления, аллергии и спазма ЖКТ на нервной почве, повышенная чувствительность к изменениям метеофакторов и многое другое, связанное с нарушением нервно – вегетативной регуляции организма. Другим фактором происхождения невропатии является отклонения в течение беременности преимущественно  во второй ее половине (в виде позднего токсикоза). Вероятность  формирования  невропатии значительно возрастает, если токсикоз протекает на фоне  острого или хроническом стресса у будущей матери, который был вызван неблагоприятными жизненными обстоятельствами (трудная работа или учеба, бытовые трудности, сложности в семейных отношениях, страх перед родами и нежелательным фактом беременности).

Динамика невропатии имеет тесную связь с возрастными особенностями развития ребенка. После рождения такие дети вздрагивают от малейшего шума, беспокойно спят, часто срыгивают, их мучает метеоризм и боли в кишечнике из-за спазмов. К году проявления невропатии становятся более заметными, а к 2-3 годам достигают своего максимума, но при благоприятных обстоятельствах постепенно уменьшаются и сходят на нет к10 годам. Это связано с  особенностями формирования мозга, который к этому возрасту начинает функционировать на качественно новом уровне, развиваются нервные клетки, заканчивается миелинизация нервных волокон, устанавливается приближенный к взрослому биоритм бодрствования и сна.

Наиболее выраженные и устойчивые проявления невропатии характеризуются:

- эмоциональной неустойчивостью – лабильностью, в том числе легкостью возникновения аффектов, плача, беспокойства, расстройств настроения;

 - вегето-сосудистой дистонией, которая помимо описанных выше признаков проявляется легкостью возникновения спазмов сосудов лица (покраснением или побледнением) и головы (головные боли), дыхательных путей (ложный круп при простуде, астма в последующие годы), пищеварительного тракта (комок в горле, срыгивание, тошнота, боли в области пупка, расстройства стула, дискинезия желчевыводящих путей;

- нарушения сна в виде затрудненного засыпания, чуткого или глубокого сна с энурезом, раненого отказа от дневного сна (до 4 лет);

- нарушениями обмена веществ  в виде диатеза и аллергии;

- соматической ослабленностью организма в виде частых заболеваний простудами и ангинами, аденоидов, суставных болей ит.д.;

- психомоторными нарушениями в виде нервных тиков, заиканий, ночного и дневного недержания мочи и кала, которые большей частью не замечаются ребенком и зависят от времени года, утомления и нервного напряжения;

- минимальной мозговой ослабленностью (ММО), которая имеет сходство с ММН (минимальной мозговой недостаточностью), но имеет больший акцент на утомляемости из-за шума и других видов психического напряжения, слабой устойчивостью к монотонии и к изменению привычного уклада жизни, смене обстановки.

О невропатии как общей нервной ослабленности можно говорить при наличии, по крайней, мере, трех из перечисленных признаков. Однако следует сказать, что эти нарушения встречаются не только при невропатии, но и при других нервно-психических заболеваниях.

Органические нарушения нервной системы в первую очередь представляют интерес как явление остаточной (резидуальной) мозговой недостаточности (ОМН). Появление данного вида нарушений чаще всего связано именно с тяжелой патологией родов по причине асфиксии (удушья) или механического повреждения мозга, а также тяжелой недоношенностью или переношенностью. В ряде случаев имеют место тяжелые вирусные повреждения плода, начавшийся, но остановленный выкидыш, сильный ушиб плода, приведший к повреждению плаценты, резус конфликт, проявившийся тяжелой желтушностью в сочетании с отсутствием своевременной  медицинской помощи.

К органическим повреждениям могут привести и более поздние повреждающие факторы, главным образом до 2-х лет, когда мозг особо ранимый и недозрелый. На первом месте среди них - механические травмы  мозга при сотрясении или ушибе, на втором – воспалительные заболевания типа менингита.

Квалификация остаточной мозговой недостаточности проводится в тех случаях, когда по мере своего развития организм не смог полностью компенсировать наследственные и особенно приобретенные нарушения ЦНС. Проявления ОМН характеризуются психопатоподобным поведением. В первом варианте имеют место повышенная возбудимость, склонность к реакциям гнева, ярости, агрессии, которые возникают по незначительному поводу или на фоне плохого настроения, раздражительности и злости. Имеется выраженная потребность к психомоторной разрядке внутреннего напряжения. Такие дети часто бесцеремонны и раздражительны, в общении со сверстниками им свойственна драчливость и конфликтность, более заметные на фоне утомления и к концу дня. У них обычно отсутствуют чувство вины и самодисциплины, сдерживающие нежелательной поведение. Рано возникают различные нарушения поведения и даже патологические формы сексуальных влечений.

Во втором варианте     органические нарушения проявляются быстрой утомляемостью и истощением активности, заторможенностью чувств и влечений, которые получили специфическое обозначение как церебрастенический синдром. Подобные изменения похожи на ММН, но имеют большую выраженность и поэтому проявляются неспособностью к длительным занятиям или нахождению ребенка среди сверстников.

Следует отметить, что помимо своевременной медицинской помощи в виде общеукрепляющих средств, успокаивающих или тонизирующих средств, закаливания и т.п., эти дети в значительной степени нуждаются в психологической помощи, т.к. часто у них имеются вторично возникающие проблемы, связанные с борьбой взрослых с их, как им кажется, отрицательными качествами и недостатками, такими как вредность, упрямство, лень.

Психопатии являются аномалиями характера и личности, которые формируются в старшем возрасте. Они возникают в связи с воздействием трех групп факторов: 1) врожденные и генетические нарушения, которые не приводят к значительным органическим повреждениям и дефектам; 2) минимальные органические нарушения на уровне ММД, появившиеся по причине экзогенных влияний в раннем детстве; 3) психогенная травматизация. Многие исследователи видят причину возникновения психопатий в связи с аномалиями личности у родителей или прародителей. Патологическая наследственность нередко проявляется уже в первые годы жизни, несмотря на хорошие условия и отношение к ним в семье. Но еще более способствуют усилению или появлению подобных нарушений неправильное воспитание со стороны взрослых и тем более его отсутствие.

Различные формы неправильного воспитания способны сами по себе привести к существенным нарушениям в формировании характера, которые обозначаются как патохарактерологическое   развитие. Патологическое воздействие на личность ребенка оказывают неадекватные воспитательные установки родителей, их психопатические особенности характера, конфликты между взрослыми, их грубость, невнимание к потребностям ребенка или чрезмерная опека. Патология рождает патологию тем, что ребенок усваивает патогенный стиль общения родителей, которые помимо этого неадекватно реагируют на свои отклонения в обращении с ребенком, сопротивляются предписаниям врачей, не обращаются за психологической помощью.

         Психопатия как патологический склад личности проявляет себя в полной мере в подростковом и юношеском возрасте. Но уже в первые годы жизни дети с психопатическими чертами обращают на себя внимание расторможенностью или повышенной тормозимостью вместе с неуживчивостью, недружелюбием, устойчивостью отклонений в поведении, трудностью их психолого-педагогической коррекции и психотерапии.

         В этой связи нелегко разделить и четко, однозначно дифференцировать рассмотренные  виды нервности и отклонений в поведении. Главное – само по себе понимание воспитателями и родителями болезненного, неестественного характера их происхождения позволяет по возможности раньше использовать различные меры его коррекции. Своевременность квалификации нарушений и помощи особенно значима в дошкольном возрасте, в котором исправление характера и компетенция нарушений наиболее эффективны.                

                                                  

Критерии различных невропатии и психопатии

 

Сфера отграничения

Невропатия

Психопатия

1

Роль неблагоприятной наследственности

Относительно небольшая

Предопределяющая

2

Время проявления нервности

Непосредственно после рождения

На втором  году и, особенно, в подростковом возрасте

3

Ведущая область поражения

Нервно-вегетативная и соматическая сфера

Психическая сфера

4

Стойкость проявлений

Неустойчивость и обратимость с возрастом

Устойчивость и относительная необратимость

5

Изменения с возрастом

Уменьшаются

Увеличиваются

6

Склонность к беспокойству и чувству вины

Выражена

Отсутствует

7

Агрессивность

Нехарактерна

Одно из главных проявлений

         Неврозы являются распространенным видом нервности. Их основное отличие от других видов нервности состоит в предопределяющей роли в их происхождении психогенных факторов. Этими факторами являются психические травмы, переживания и напряжения, с которыми нервная система ребенка не в состоянии справиться. Как и при состояниях дистресса подобные переживания приводят к болезненному расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма.

         Неврозы часто возникают на фоне уже имеющихся невропатии или других расстройств в соматической и физической сфере организма, но характер нарушений, их психологическая мотивированность, функциональность и обратимость при условии квалифицированной помощи со стороны врача, психолога и воспитателя, позволяют выделять неврозы в самостоятельную форму нервно-психических расстройств.

         Близкими по происхождению с неврозами являются невротические реакции – относительно кратковременные аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов. Часто они возникают у детей при изменении привычного образа жизни, например, при посещении в первое время дошкольного учреждения, при расставании на некоторое время с родителями, в связи с болезнью и т.п., а также при трудностях во взаимоотношениях со сверстниками или взрослыми и других проблем адаптации.

        Часто родители, педагоги и даже врачи недооценивают роль психогенных форм патологии, сводя, например, причины школьной неуспеваемости к соматическим или характерологическим. В статистическом же отношении неврозы и невротические реакции встречаются не реже, чем невропатия, и практически наравне с ММН. Клинически неврозы характеризуются эмоциональными, соматическими и поведенческими нарушениями.

        Эмоциональные переживания связаны с длительным плохим или неустойчивым настроением, заостренной эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью, ранимостью и склонностью легко расстраиваться, много волноваться, плаксивостью и неспособностью защитить себя, боязливостью, пугливостью и неспособностью защитить себя, повышенной возбудимостью  и нервностью. Критерием невроза  является появление не одной такой черты, а сочетание нескольких таких черт.

       Содержание эмоциональных переживаний  определяет форму невротических состояний. Часто у детей возникают различные страхи, которые особенно характерны для старшего дошкольного возраста и отражают возросшее понимание опасности и осознание конечности жизни. Астения у детей сопровождается переживаниями собственной неполноценности, беззащитности и одиночества или некритичным преувеличением требований к себе и окружающим. Депрессия у детей имеет вид подавленности, эмоциональной заторможенности, грусти. Истерические состояния обращают на себя внимание несоответствием между разнообразными телесными и даже двигательными нарушениями и отношением к ним ребенка, отсутствием адекватной на них реакции.

        Первое время невротические реакции не сопровождаются заметными нарушениями поведения. У таких детей взрослые лишь отмечают заострение некоторых черт характера, ранее присущих ребенку. Но при отсутствии помощи или при неправильном педагогическом и воспитательном подходе происходит утяжеление состояния. Это проявляется повышением раздражительности и утомляемости. Появляются протестные реакции, своеобразные истерики, сопротивление приему пищи, одеванию, умыванию. Отмечаются фантазирование, обмана, воровство, внешне немотивированные проказы. Ребенок наносит себе повреждения в виде расчесов, трихотилломании и трихотиллофагии. Он может отказываться от посещения школы, становится склонным к уединению и выбирает одного человека или животного в качестве партнера для общения. Наиболее выраженные трудности в поведении наблюдаются в случаях возбудимого варианта астенического синдрома или синдрома раздражительной слабости. Это связано с повышенной раздражительностью, двигательной расторможенностью, двигательной расторможенностью, неусидчивостью и нарушениями активного внимания.

                                           

Критерии различий неврозов и психопатий

 

Сфера отграничения

Неврозы

Психопатии

1

Наследсвенность

Незначима

Предопределяющая

2

Патологические изменения характера

Парциальные (отдельные черты) или отсутствуют

Тотальные (патологический склад личности в целом) черты

3

Расторможенность

Отсутствует

Выражена

4

Конфликтность в сочетании с агрессивностью и жестокостью

Отсутствует

Часто встречается

5

Чувство вины и стыда

Выражена

Отсутствует (эгоизм)

6

Устойчивость проявлений

Обратимое в результате благоприятного изменения обстоятельств и лечения

Относительная необратимость и устойчивость

7

Отношение к оказанию помощи и лечению

Положительное, поиск помощи

Часто отрицательное, негативное и отказ

          Соматические нарушения могут сопровождать эмоциональные расстройства или в течении длительного времени оставаться на первом плане жалоб ребенка и внимания родителей. По сути, эти нарушения являются функциональными, они возникают в связи с длительностью практически всех органов и систем организма. Очень редко они имеют упорный и стабильный характер, чаще же их проявления нестабильны как по интенсивности, так и во времени. Ипохондрия - болезненное внимание к своему здоровью, котрое часто встречается у взрослых, почти не наблюдается при неврозах детского возраста за исключением случаев мнмтельности, внушенной родителем.

          Разграничение невротических нарушений и невропатий обычно не составляет особых трудностей, если консультант имеет полные сведения о периоде раннего развития ребенка. Большие проблемы вызывает дифференцирование этих расстройств с психопатией и патохарактерологическим развитием. Основные критерии различий неврозов и психопатий представлены выше в таблице.

         Психофизический инфантилизм. Встречаются дети, у которых не имеется тяжелых поражений речи, нет слуховых или зрительных нарушений, не обнаруживается слабоумия, асоциального поведения, не отмечается длительных пропусков занятий, но несмотря на это, они испытывают большие затруднения в учебе. К этой категории относится сборная группа детей с так называемыми задержками психического развития. Выделяют ряд ее клинических вариантов:

1. Психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте.

2. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности.

3. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями.

4. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

         При всех этих вариантах задержки развития относятся к тем видам нарушений, при которых задержка самого темпа развития носит первичный характер. Они возникают в связи с воздействием внешних вредоносных факторов, однако это приводит лишь к нарушению темпа развития детей, что подтверждается обратимостью нарушений. Таким образом, аномалия определяется, задержкой развития наиболее поздно созревающих в онтогенезе, но наиболее молодых в эволюционном отношении, отделов нервной системы.

Сенсорное и световое оборудование. Сенсорная комната в школах и детских садах.

 

2009-2017 © Medical-Group, Москва, Россия
Сделать заказ по почте: mail

Все права и товарные знаки защищены.